Реферат на тему древнерусская культура по истории

В этом же духе были возведены постройки в Новгороде в начале XI в. В целом в киевский период были заложены основы русской архитектурной традиции и намечены черты будущих строительных школ различных древнерусских княжеств эпохи феодальной раздробленности. Сначала готовилась "черневая" масса из смеси серебра, свинца, меди, серы и других минералов. Христианство на Руси стало распространяться задолго до княжения Владимира Святославовича. В этих школах преподавали письмо, чтение, богословие, пение. Древнейшими известными русскими памятниками письменности являются договоры с Византией X века.

Берестяные грамоты писали и князья, и купцы, и ремесленники, и крестьяне, и мужчины, и женщины, что свидетельствует об очень высоком уровне грамотности Новгородского населения Реферат на тему древнерусская культура по истории Руси. Новгородцы постоянно писали и читали письма, рвали их и выбрасывали, как мы сейчас рвём и выбрасываем ненужные или использованные бумаги.

Береста была чем-то вроде дешевой бумаги. Есть такое дело, что византийцы, а соответственно — греки, ввели в традицию создание культурно-просветительских центров при монастырях и крупных церквях. Эти центры занимались не только обучением грамоте — письму, арифметике, геометрии, но и ремеслу — гончарному делу, иконописи и пр… С введением православия на Руси, такие центры при монастырях стали образовываться и у нас — Киев, Владимир, Великий Новгород и так далее.

Первыми учителями были греки. В общем-то, грамотность изначально была уделом "избранных" — далеко не всем удавалось поучиться при монастырях. Самым замечательным явлением древнерусской литературы были летописи.

Первые погодные записи относятся еще к IX. Они весьма кратки: заметки в одну, две строки. Как явление государственного масштаба летописание возникает в XI. Летописцами становились люди разных возрастов, и не только монахи.

Очень значимый вклад в восстановление истории летописного дела внесли такие исследователи, как А. Шахматов и А. Насонов — Первым крупным историческим сочинением стал Свод, законченный в г. Его составители описали события IX-X вв. Он включает даже придворную эпическую поэзию, восхвалявшую Ольгу, Святослава и особенно Владимира Святославовича, в чье княжение данный Реферат на тему древнерусская культура по истории и был создан. К фигурам европейского масштаба необходимо отнести монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, который к г.

Летопись сообщает об организации Ярославом Мудрым, при киевском Софийском соборе, работ по переводу богослужебных книг с греческого на старославянский язык и их переписке. Нестор, будучи человеком очень образованным, прекрасно знал русскую, болгарскую и греческую литературу. Он использовал в своем труде более ранние Сводыи гг. Эта летопись давала наиболее полную картину ранней отечественной истории и копировалась на протяжении лет.

Надо иметь в виду, что древнерусские летописные своды охватывали не только историю Руси, но и историю других народов. Летописанием занимались и светские люди. Например, великий князь Владимир Мономах.

Доклад на тему: "Культура Киевской Руси"

В XII. Прослеживается социальный заказ их покровителей. Из наиболее крупных летописцев, писавших после Нестора, можно выделить киевлянина Петра Бориславича. Даниил Заточник был прекрасным знатоком русского быта, хорошо знал церковную литературу, писал ярким и красочным литературным языком.

Грек произносит речь, в которой последовательно отвергает все остальные религии, а потом объясняет князю суть православия. Это письма, памятные записки, учебные упражнения и т.

Этой поэме подражали современники, ее цитировали псковичи уже в начале XIV. Игорь, обуреваемый честолюбивыми замыслами, не стал объединяться с великим князем Всеволодом Большое Гнездо, и был разбит. Идея объединения накануне татаро-монгольского нашествия проходит через все произведение. И вновь, как и в былинах, здесь речь ведется об обороне, а не об агрессии и экспансии. Сенсационная находка в Новгороде фрагмента древнерусской Псалтыри, написанной на восковых дощечках кодексахисториками датируется началом х — концом х г.

Весьма скупы и сведения о производстве пергаменных книг.

7947817

Самая ранняя из датированных пергаменных книг на листах — Остромирово евангелие — была переписана дьяконом Григорием в — гг. Переписка книг, по крайней мере, до середины XVI. Частое употребление в источниках конца XIII. Материалом для письма, книг и грамот на Руси в тот период служил пергамент — специально выделанная коровья, телячья или свиная кожа. Поскольку на изготовление одного пергаменного листа уходила одна шкура, производство книг, объем которых нередко превышал листов, было делом весьма дорогостоящим.

Рукописные книги реферат на тему древнерусская культура по истории оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку — небольшую орнаментальную композицию в форме рамки вокруг названия главы или раздела. Обычно инициал был красным. Самым сложным видом иллюстрирования книги были миниатюры. Миниатюры писали художники на свободных от текста листах книги кистью.

Чаще всего это были портреты заказчиков или авторов книги, иллюстрации к тексту. Древнерусская живопись — живопись христианской Руси — играла в жизни общества очень важную совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер.

История живописи Древней Руси берет свое начало с момента принятия крещения, что послужило стимулом для развития церковной живописи.

Реферат на тему древнерусская культура по истории 5506

Согласно византийской традиции, унаследованной вместе с православной верой, иконы служили для образного воплощения христианского учения Священного Писания, Библии. Вместе с тем у русского народа сформировалось свое особое отношение к иконам, как важнейшему способу восприятия мира, кладези жизненной философии и духовных ценностей.

Изначально при создании образов святых живопись Древней Руси опиралась на византийские каноны: удлиненный овал лица, широко открытые глаза, прямой длинный нос, маленький рот, суровое выражение лица. Существовало два типа школ: при монастырях и школы высшего типа. Обучение велось на родном языке. В этих школах преподавали письмо, чтение, богословие, пение.

  • Благодаря Даниилу, мы имеем несомненное свидетельство, что уже в начале ХII века "мнози сынове земли Русской" посещали святые места, и что странствования в Палестину вошли у русских людей в обычай вместе с принятием христианской веры.
  • По мере раздробления Руси летописание теряло общерусский характер, дробясь на летописи Владимиро-Суздальские, Галицко-Волынские и пр.
  • Потом на него накладывали тончайший лист золота.
  • Шевелев, Е.
  • Таким образом, попытаться выбрать из общего фонда древнего русского фольклора часть, которую можно уверенно отнести к киевскому периоду, действительно в высшей степени трудная задача.
  • Новости по регионам Россия Украина Белоруссия Казахстан.
  • До этого в христианской церкви действовало правило триязычия, по которому богослужение велось на одном из трех языков: иврите, греческом и латыни, на местном языке можно было читать только проповеди.

В школах высшего типа преподавали чтение, письмо, богословие, философию, риторику, кандидатские диссертации по лучевой диагностике. В этих школах также использовались исторические сочинения, сборники высказываний античных авторов, географические и естественнонаучные труды. Грамоте обучали и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, основала в нем школу для девочек.

Книжное. После принятия христианства на Руси активизируется книгописание. Книги очень ценились русскими людьми. Пергамен разлиновывался писцом при помощи линейки. Затем писец вырисовывал каждую букву по строгому уставу. Слова в строке не разделялись, а только абзацы рукописи выделялись киноварной буквицей - инициалом. Исписанные листы сшивали в тетради. Формат книги выбирал сам писец. Основными очагами книжности были монастыри и соборные церкви, при которых существовали специальные мастерские с постоянными коллективами переписчиков.

Краски миниатюр, изображающие евангелистов, яркие, наложены плоскостно, фигуры и складки одежды обведены золотыми линиями. Фигуры евангелистов сходны с фигурами апостолов Софийского собора в Киеве. Заглавные буквы заполняются растительным орнаментом, неожиданно переходящим в подобие человеческого лица или морду животного.

Книга была предназначена для чтения в церкви в праздничные дни, поэтому богато украшена. Она написана красивым, большим уставом, украшена цветными заставками, миниатюрами евангелистов, большими инициалами.

Евангелие отвозилось в Царьград, где переплёт был украшен золотом, эмалями и драгоценными камнями. После принятия христианства на Руси появляется большое количество переводной литературы религиозного и светского содержания. В частности, появляются основные книги Священного писания, так как потребности христианского культа требовали большого количества богослужебных книг, служивших руководством при совершении церковных обрядов.

Особый интерес вызывали на Руси исторические сочинения византийцев Георгия Амартола, Иоанна Малалы, патриарха Никифора. Переводились на Руси и светские воинские повести, широко распространенные в мировой средневековой литературе. Другой популярной воинской повестью всего периода средневековья было "Девгениево деяние" - византийская эпическая поэма X века о подвигах Дигениса Акрита, мужественного воина-христианина.

Появление упорядоченной письменности, создание центров грамотности, появление в княжеско-боярской и церковно-монастырской среде большого количества образованных людей, общий подъем Руси в XI веке способствовали становлению русской письменной литературы. Летописание считалось делом необычайно ответственным, государственным, поэтому оно поручалось людям образованным, способным провести через слово идеи, отвечающие интересам той или иной княжеской ветви.

Обычно это были священники, монахи. Ученые полагают, что первым крупным историческим сочинением был свод разных сведений, созданный в году.

Свод был призван отразить историю Руси со времени правления Реферат на тему древнерусская культура по истории до правления Владимира Святославича и введения христианства. Во второе десятилетие XII века при дворе князя Святополка началось составление очередного, как считают ученые, пятого по счету, летописного свода.

Поручено это было монаху Киево - Печерского монастыря Нестору. Труд Нестора получил название "Повесть временных лет" и стал основным трудом по истории Древней Руси, поэтому летописца Нестора нередко называют "отцом русской истории". Затем Нестор повествует о возникновении государства Русь, деяниях аллея пермь реферат первых правителей.

В самом начале Нестор поставил масштабную цель своего труда: "… Откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Русская земля стала есть".

Летописец излагает происхождение Руси на фоне развития всей мировой истории. В период, когда Русь начала слабеть и распадаться на отдельные княжества, "Повесть" проникнута идеей единства Русской земли, которое мыслилось как сплочение всех земель под властью великих киевских князей. Такое восприятие русской истории свидетельствует о масштабности личности самого летописца. С г. Он был недоволен тем, что Нестор положительно освещал роль Документирование приема работу контрольная в русской истории.

По приказу Мономаха летопись была изъята у печерских монахов и передана в родовой для Мономаха Выдубицкий монастырь. Игумен Выдубицкого монастыря Сильвестр подверг "Повесть временных лет" некоторой переработке. Так Сильвестр стал автором нового летописного свода. Положительные оценки Святополка он умерил, описал все благие деяния Владимира Мономаха, но основной корпус свода оставил неизменным.

По мере распада Руси развивается летописание в новых реферат на тему древнерусская культура по истории общерусской жизни. Местные летописцы на первый план выносили своих, местных князей, но история каждой земли мыслилась ими как часть всей русской истории и "Повесть временных лет" входила как начальная часть во вновь составляющиеся местные летописные своды. Следующим жанром древнерусской литературы стали ораторское красноречие реферат на тему древнерусская культура по истории поучения.

Ярослав Мудрый без ведома константинопольского патриарха назначит Илариона митрополитом Русской православной церкви. Так Иларион станет первым главой Русской церкви из русских. Иларион написал "Слово" как похвалу киевскому князю Владимиру за его христианские подвиги.

По предположению Д. Лихачева, "Слово" было произнесено Иларионом перед князем Ярославом Мудрым и его окружением на хорах Киевского Софийского собора. Иларион восхваляет Владимира, сравнивая принятие им христианства с деяниями апостолов, обративших в христианство разные земли.

Иларион ставит Владимира в один ряд с Реферат на тему древнерусская культура по истории Великим, провозгласившим христианство государственной религией Византии. В то же время Иларион изложил свое понимание места Руси в мировой истории. По мере раздробления Руси летописание теряло общерусский характер, дробясь на летописи Владимиро-Суздальские, Галицко-Волынские и пр. С принятием христианства получает развитие каменная, прежде всего церковная, архитектура.

Из Византии в качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма четыре свода, сгруппированные в центре храма, в плане давали крестообразную структуруоднако на Руси он получил свое развитие.

Так, самый грандиозный архитектурный памятник Киевской Руси — купольный Софийский собор в Киеве ок. По несколько упрощенному образцу киевской Софии Софийские соборы были построены в Новгороде и Полоцке сер.

Постепенно русская архитектура получает все большее многообразие форм. Во Владимиро-Суздальском княжестве складывается своеобразный тип архитектуры, отличавшейся изяществом пропорций и нарядностью декора, в частности белокаменной резьбой: Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли. В Х веке лунницы в большей мере исполняли декоративную функцию, поскольку весь сканно-зернёный убор этого периода подчинялся идее престижности атрибутов древнерусской знати.

Уже со второй половины Х века известны древнерусские лунницы в одном ожерелье с крестами и подвески, объединяющие в себе лунницу и крест, которые принято интерпретировать в качестве свидетельств религиозного синкретизма. Сочетание креста и полумесяца вписывается в языческую космологическую символику: крест и полумесяц символизируют солнце и луну; но вместе с тем в христианской традиции луна символизирует Богородицу, в то время как солнце — Христа.

Древнерусская культура: как все начиналось

Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Основная статья: Древнерусская литература. Основная статья: Древнерусское зодчество. Основная статья: Древнерусский фольклор. Slavia Orthodoxa. Литература и язык. Русь в IX—X веках. От призвания варягов до выбора веры. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. Переяслав-Хмельницький, Бычков В.

Владышевская Т. Музыкальная культура Древней Руси. Грекова и проф. Ин-т рус. Дом ; Отв. Колесов В. Вопросы медиевистики. Институт истории. Институт народов Азии.

Институт Африки. Институт Славяноведения. Под ред. КурасоваА.

Реферат на тему древнерусская культура по истории 5982

НекричаЕ. Болтина, А. Грунта, Н. Павленко, С. Платонова, А.

СамсоноваС. Искусство Древней Руси. Остроумов Н. Свадебные обычаи в Древней Руси. Фортунатова, Прохоров Г. Древняя Русь как историко-культурный феномен. Рабинович Е. Романов Б. Рыбаков Б. Древняя Русь: Сказания. Скурат К. Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси. Вторая Св. София Новгородская была возведена на месте первой деревянной, уничтоженной пожаром г. Новгородская Св. София более строга и менее роскошна, чем киевская, но прекрасна по-своему. Ее пропорции совершенно другие, апсиды вытянуты, и, хотя главный объем храма прямоугольной формы, она не квадратная.

У собора шесть куполов. Живопись, как и архитектура, пользовалась поддержкой Церкви, и ее развитие не ограничивалось искусственно, как это случилось со скульптурой.

История русской культуры за 25 минут

С другой стороны, произведений русской живописи киевского периода сохранилось не так много, как образцов архитектуры, поэтому наше знание о ней, неизбежно, страдает неполнотой. Первые живописцы, работавшие на Руси, были "греки", то есть византийцы.

Реферат об операционной системе linux27 %
Инструментарий технологии программирования реферат12 %

Большинство из них, вероятно, приехали из Анатолии. К счастью, сохранилась, по крайней мере, часть стенных росписей Софийского собора в Киеве.

Здесь создавался тот яркий праздничный стиль, который стал господствующим во всех видах искусства конца русского средневековья. Кроме того не исключается возможность определенного влияния новгородского деревянного зодчества, особенно если принять во внимание количество куполов, совпадающее с количеством новгородских "верхов". Важнейшую роль в русской литературе играло летописание : помимо погодных записей о важнейших событиях, в летописи входили поэтические легенды и предания: о призвании варягов, походе князя Олега на Царьград и пр.

Эти фрески иллюстрируют жизнь Богоматери, Христа, Св. Георгия - покровителя Ярослава Мудрого. На стенах лестницы, ведущей на хоры, изображены сцены из жизни Константинополя.

Из них до нас дошли изображения возниц и колесниц на ипподромных бегах. Сохранились также цирковые сцены с акробатами, охотниками, музыкантами и жонглерами. В работе над фресками двенадцатого века такими как росписи в церквях двух киевских монастырей - Св. Михаила и Св. Кирилла, а также в так называемой церкви на Нередице недалеко от Новгородабезусловно, вместе с греками принимали участие и русские живописцы.

На Нередице, возможно, работали и армянские художники. Церковь на Нередице стала одной из самых болезненных потерь, понесенных во время немецкого нашествия. История иконописи сходна с историей фресковой живописи. Сначала иконы или привозили готовыми из Византии, или на Руси писались греческими мастерами. Позже были обучены свои художники. Первым прославился у современников некий Алимпий, упоминаемый в "Патерике" Печерского монастыря.

Византийские иконы исключительной красоты время от времени привозили в течение всего двенадцатого столетия. Видимо, именно Юрий Долгорукий привез из Константинополя знаменитую икону Богоматери, которую его сын Андрей поместил в Успенский собор Владимира и которая под именем иконы Владимирской Божьей Матери, стала одним из священных символов Древней Руси. Мозаики использовались в убранстве Софийского собора и некоторых других церквей Киева и Чернигова.

Искусство эмали стало чрезвычайно популярным - русские художники киевского периода достигли высочайшего технического уровня в изготовлении перегородчатой эмали. В кладах, подобных найденным в Рязани в г. Расцвет этого вида прикладного искусства свидетельствует о художественной зрелости Киевской цивилизации. Нет никаких сомнений, что искусство вышивки Киевской Руси тоже было высоко развито, хотя до нас дошло совсем немного его образцов.

И в монастырях, и в княжеских дворцах обучались искусные вышивальщицы, а княгини особо покровительствовали этому искусству, распространение которого, однако, ни в коем случае не ограничивалось княжескими палатами. Почти каждая хозяйка и в городах и в деревнях, очевидно, была знакома, по крайней мере, с азами вышивания, которое, таким образом, можно считать видом народного искусства в самом широком смысле этого слова.

Корни искусства вышивания уходят в глубь веков. Примечательно, что основные мотивы русской крестьянской вышивки датируются скифскими и сарматскими периодами. Появление письменности было обусловлено внутренними потребностями общества — усложнением социально-экономических отношений и формированием государства. Это послужило реферат на тему древнерусская культура по истории стимулом развития культуры, так как письменность является важнейшим средством закрепления и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения достижений культуры.

Существование у восточных славян письменности в дохристианский период не вызывает сомнения. Об этом свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки.

По ним можно составить общую картину становления славянской письменности. Область применения его была ограниченной: простейшие счетные знаки в форме черточек и зарубок, родовые и личные знаки реферат на тему древнерусская культура по истории, знаки для гадания, календарные знаки, служившие для обозначения сроков начала различных сельскохозяйственных работ, языческих праздников и т.

Такое письмо было непригодно для записи сложных текстов, потребность в которой возникла с зарождением первых славянских государств. Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов-миссионеров Кирилла и Мефодия.

Но древнейшие памятники славянской письменности знают два алфавита — кириллицу и глаголицу. В настоящее время можно считать установленным, что Кириллом во второй половине IX. На рубеже 1Х-Х вв. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян. Вместе с эссе ас нан книгами и богословской литературой на Русь из Болгарии, принявшей христианство на лет раньше, проник и первый межславянский язык, возникший на основе одного из диалектов древнеболгарского.

Этот язык, именуемый обычно старославянским или церковнославянскимстал языком культа и религиозной литературы. В то же время на местной восточнославянской основе сформировался древнерусский язык, обслуживавший различные сферы культурной, общественной и государственной жизни.

1095940

Это язык деловой письменности, исторической и повествовательной литературы, как оригинальной, так и переводной. В Древней Руси существовало и школьное образование. Ярослав Мудрый реферат на тему древнерусская культура по истории школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц.

Обучение чтению, письму, основам христианского вероучения и счету велось на родном языке. Существовали и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. Например, из школы при Киево-Печерском монастыре вышли многие видные деятели древнерусской культуры. Наряду с богословием, в таких школах изучались философия, риторика, грамматика, исторические сочинения, сборники высказываний античных авторов, географические и естественно-научные труды.

Высокообразованные люди встречались не только в среде духовенства, но и в светских аристократических кругах. В аристократической среде широко было распространено знание иностранных языков. В некоторых княжеских семьях достойное образование получали и женщины.

DEFAULT0 comments