Курсовая работа на тему межличностные отношения

Взаимодействие человека как личности с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. В игре главное — заинтриговать, заинтересовать партнера. В нем приведены противоположные по смыслу 10 пар слов, с помощью которых испытуемому предлагается описать психологическую атмосферу в коллективе. Для того, чтобы доказать эффективность какого-либо воздействия, необходимо выявить статистически значимую тенденцию в смещении сдвиге показателей. Оптимальный уровень межличностных отношений возможен при условии благоприятного психологического климата в коллективе, и в то же время сам оказывает влияние на его характер.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. При написании курсовой работы было использовано 30 основных источников, преимущественно научного, научно-методического. Природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их [2;21].

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа.

Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг курсовая работа на тему межличностные отношения другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.

Отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, то есть в конечном счете стоящих за ними общественных отношений.

Все это ставит очень остро вопрос о методических средствах такого анализа. Традиционная социальная психология обращала преимущественно свое эссе я и социальные на межличностные отношения, поэтому относительно их изучения курсовая работа на тему межличностные отношения раньше и полнее был разработан арсенал методических средств.

Главным из таких средств является широко известный в социальной психологии метод социометрии, предложенный американским исследователем Дж. Морено, для которого она есть приложение к его особой теоретической позиции.

Хотя несостоятельность этой концепции давно подвергнута критике, методика, разработанная в рамках этой теоретической схемы, оказалась весьма популярной [6;].

Но для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования применяется социометрическая техника, основоположником которой является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено [1;72]. Межличностные отношения включают: 1 восприятие и понимание людьми друг друга; 2 межличностную привлекательность притяжение и симпатия ; 3 взаимодействие и поведение в частности, ролевое.

Компоненты межличностных отношений: 1 когнитивный компонент — включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми.

Характеристиками взаимопонимания являются: а адекватность — точность психического отражения воспринимаемой личности; б идентификация — отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида; 2 эмоциональный компонент — включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми: а симпатии или антипатии; б удовлетворенность собой, партнером, работой и т.

Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений. Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности — неудовлетворенности группы и ее членов.

Петровский, К. Понятие общения и межличностных отношений. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Социально-ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.

Виды межличностных отношений: 1 производственные отношения — складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. Разделяются на отношения: а по вертикали — между руководителями и подчиненными; б по горизонтали — отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус; в по диагонали — отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого; 2 бытовые взаимоотношения — складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту; 3 формальные официальные отношения — нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах; 4 неформальные неофициальные отношения — взаимоотношения, которые реально курсовая работа на тему межличностные отношения при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности, как пол, национальность, возраст, темперамент, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др. Этапы развития межличностных отношений: 1 этап знакомства — первый этап — возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между доклад на тему архитектура и дизайн 2 этап приятельских отношений — возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга и эмоциональном уровнях возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т.

Вот почему изучение этого сложнейшего психического феномена как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и только ему присущие характеристики, является актуальным для психологической науки.

Сущность межличностного общения заключается во взаимодействии человека с человеком. Именно этим оно отличается от других видов деятельности, когда происходит взаимодействие человека с каким-либо предметом или вещью. Взаимодействующие при этом личности удовлетворяют свою потребность в общении друг с другом, в обмене информацией и пр. Например, обсуждение двумя прохожими конфликтной ситуации, свидетелями которой они только что оказались, или общение при знакомстве молодых людей друг с другом.

В подавляющем большинстве случаев межличностное общение почти всегда оказывается вплетенным в ту или курсовая работа на тему межличностные отношения деятельность и выступает как условие ее выполнения [7;23].

9946377

Межличностное общение является не только необходимым компонентом деятельности людей, осуществление которой предполагает их сотрудничество, но и обязательным условием нормального функционирования их общностей например, школьного класса или производственной бригады рабочих. При сравнении характера межличностного общения в этих объединениях обращает на себя внимание как сходство, так и различие между.

Сходство заключается в том, что общение в них выступает необходимым условием бытия, этих объединений, фактором, от которого зависит успешность решения стоящих перед ними задач [27;52]. На общение влияет не только главная для данной общности деятельность, но и.

Например, если это школьный класс, то важно знать, насколько он сформирован как коллектив, какие оценочные эталоны в нем господствуют, если бригада — то каковы степень развития трудовой активности, уровень производственной квалификации каждого работника и т.

[TRANSLIT]

Особенности межличностного взаимодействия в любой общности в значительной степени обусловлены тем, как ее члены воспринимают и понимают друг друга, какой эмоциональный отклик преимущественно вызывают друг в друге и какой стиль поведения избирают. Общности, к которым принадлежит человек, формируют эталоны общения, задают образцы поведения, которым личность приучается следовать повседневно при взаимодействии с другими людьми. Эти общности прямо воздействуют на развитие у него оценок, которые определяют восприятие им других людей, отношения и стиль общения с.

Причем воздействие тем сильнее, чем авторитетнее общность в глазах человека. Взаимодействуя с другими людьми, человек может одновременно выступать в роли и субъекта, и объекта общения. Как субъект он познает своего партнера, определяет к нему свое отношение это может быть интерес, безразличие или неприязньвоздействует на него с целью решения какой-либо конкретной задачи.

В свою очередь, он сам является объектом познания курсовая работа на тему межличностные отношения того, с кем общается. Партнер адресует ему свои чувства и старается на него повлиять.

Конфликты межличностных отношений

Общение, будучи одним из основных видов деятельности людей, не только постоянно выявляет существенные характеристики личности как объекта и субъекта общения, но и влияет на весь ход ее дальнейшего формирования, в первую очередь на такие блоки свойств, в которых выражается отношение человека к другим людям и к.

В свою очередь, изменения, происходящие в людях под давлением развертывающегося общения, воздействуют в той или иной степени на такие базисные свойства личности, в которых проявляется ее отношение к различным социальным институтам и курсовая работа на тему межличностные отношения людей, природе, общественной и личной собственности, к труду [5;9].

Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющегося в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [7]. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и пр.

Межличностные отношения. Видеоурок по обществознанию 6 класс

Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией деятельности совместной и лежит в основе формирования климата социально-психологического в коллективе [18. Межличностные отношения — это обязательное условие нормального функционирования общности людей. При сравнении характера межличностных отношений в разных объединениях людей бросается в глаза наличие сходства и различия. Сходство выступает в том, что межличностные отношения оказываются необходимым условием курсовая работа на тему межличностные отношения бытия, фактором, от которого зависит успешное решение стоящих перед ним задач, их движение.

Вместе с тем, каждая общность характеризуется преобладающим в ней видом деятельности. Так, для трудового коллектива ею будет профессиональная деятельность, для учебной группы — овладение знаниями, умениями и навыками, для спортивной команды — выступление, рассчитанное на достижение запланированного результата в соревнованиях, для семьи — воспитание детей, курсовая работа на тему межличностные отношения бытовых условий жизни, организация досуга и др.

Поэтому в каждом типе общностей четко просматривается преобладающий вид межличностных отношений, обеспечивающий главную для нее деятельность. В психологической литературе высказывается множество точек зрения по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей.

Хоментаускас и В. Быстрицкас [13. С точки зрения В. Андреева [1] отмечает, что важнейшей специфической чертой межличностных отношений является их эмоциональная основа. Это означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Как отмечает В. Ромек [ 17]несмотря на то, что с одержанием межличностных отношений являются чувства, для формирования межличностных отношений этого недостаточно.

Межличностные отношения существуют только тогда, когда личные позиции и чувства взаимно интересуют партнеров, когда помимо желания говорить о своих чувствах, есть еще желание выслушать партнера, интерес к его собственным мнениям и чувствам. Они характеризуются постоянной взаимностью и изменчивостью. Развитие межличностных отношений может быть обусловлено такими особенностями общающихся, как пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и пр.

В многочисленных работах, посвященных исследованию групп и коллективов, групповой динамики и т. С позиций концепции деятельностного опосредствования межличностных отношений А.

Петровского [16], межличностные отношения в любой достаточно развитой группе опосредствованы содержанием и ценностями деятельности, при этом, осуществляя свою цель в конкретном предмете деятельности, группа совершенствует свою структуру и преобразует систему межличностных отношений.

Характер и направленность этих изменений зависят, в конечном счете, от конкретного содержания деятельности и ее ценностей, которые черпаются из более широкой социальной общности. Эмоциональное содержание межличностных отношений изменяется в двух противоположных направлениях: от курсовая работа на тему межличностные отношения позитивных, сближающих до индифферентных нейтральных и дизъюнктивных негативных, разделяющих. Обозов [12, стр. Поэтому в качестве главного критерия он рассматривает меру, глубину вовлечения личности в отношения.

Исходя из таких критериев, как глубина отношения, избирательность в выборе партнеров, функции отношений, автор предлагает следующую классификацию межличностных взаимоотношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные и деструктивные отношения.

Ольшанский [14, стр. По характеру взаимодействия межличностные титульный лист доклада образец для школы казахстана в производственных группах Я. Коломинский [6, стр. На основе этих отношений малая группа человек стихийно разделяется на несколько неформальных микрогрупп по человек. Конникова [19], наряду с деловым и личностным компонентом межличностных отношений, выделяет также подсистему гуманистических отношений. При этом личностные отношения понимаются здесь как складывающиеся в группе стихийно, а гуманистические отражают результат взаимодействия первых двух компонентов системы.

Таким образом, наряду с формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др.

Признаком хорошей организации производственных групп является преобладание официальной структуры над неофициальной. В свою очередь, важно знать, на каких ценностных ориентирах строятся неформальные отношения в группе.

Петровский [15, стр. Рассмотрим с этих позиций такие феномены межличностных отношений как конформизм и групповая сплоченность.

  • Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми.
  • Под отношением же, как известно, понимается психологический феномен, сутью которого является возникновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности в общении это другой человек или общность людей , интеграции всех состоявшихся эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих ответов на него [10;].
  • Характеристика основных категорий общения.
  • Спилбергом и адаптирована отечественных условий Ю.
  • Коломинский Я.
  • Модель включала пять элементов, организованных в линейном порядке: источник информации—передатчик информации шифратор — канал для передачи сигналов — приемник информации дешифратор — получатель информации.

Феномен конформности, рассматриваемый классическими социально-психологическими концепциями групповой динамики К. Картрайт, М. Зандер, К. Левин и др. Теория А. Групповая сплоченность, По Л.

Развитие умения воспринимать и понимать себя и окружающих людей в процессе общения с ними. Организовать и провести исследование межличностных взаимоотношений в школьном коллективе. Петровский, К. Функции общения.

Картрайту, групповая сплоченность определяется тем, в какой степени члены группы желают остаться в ней цит. Согласно А. Одним из наиболее значимых проявлений межличностных отношений в коллективе является его социально-психологический климат.

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т. Рекомендуем скачать работу и оценить ее, кликнув по соответствующей звездочке. Главная База знаний "Allbest" Психология Межличностные отношения - подобные работы.

Курсовая работа на тему межличностные отношения 5117

Межличностные отношения Факторы, определяющие общение. Сравнение характера межличностного общения в разных объединениях людей. Связь круга общения личности и ее свойств. Общение и формирование личности. Условия психологически комфортного и личностно развивающего общения. Общение как форма межличностных отношений. Влияние личностных качеств на общение.

Понятие о затрудненном общении и его причинах. Общение как коммуникация. Психология общения.

Тема: Межличностные отношения в школьном коллективе КУРСОВАЯ

Развитие взаимодействия и общения дошкольников с нарушением зрения. Рассмотреть возрастные особенности межличностных отношений подростков.

Реферат экология и биосфераБодуэн де куртенэ доклад
Понятие сетевого этикета рефератЭссе по теме детский сад
Производственная практика психолога в детском саду отчет дневникРеферат по истокам костюм костромской крестьянки 19 века
Законодательство о гражданстве рф рефератРеферат по истории титульный лист

Читать онлайн Скачать курсовую работу теория. При этом в разные периоды развития личности она имеет свои особенности: в младенчестве — это непосредственное эмоциональное общение, в дошкольном периоде — это игровая деятельность, в ходе которой ребенок осваивает отношения между людьми, в подростковом возрасте — дальнейшее освоение взаимоотношений между людьми, но уже на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом.

Следует отметить, что по вопросу определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода существуют две точки зрения:. Общение принимает статус ведущего типа деятельности и имеет интимно-личностный характер, предметом общения выступает другой человек — сверстник, а содержание и курсовая работа на тему межличностные отношения построением и поддержанием личных отношений с ним[4].

Этой точки зрения придерживаются Эльконин Д. В качестве ведущего типа деятельности подростка выступает общественно полезная деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются, как считает Фельдштейн Д.

Межличностные отношения

Все исследователи психологии подросткового возраста так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Мудрик А. Поведение подростков, считает Мудрик А.

Такую специфику поведения подростков он объясняет так:. Во-первых, общение со сверстниками — очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Во-вторых, Это специфический вид механических отношений.

Курсовая работа на тему межличностные отношения 669

Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине реферат интерьер своей комнаты в то же время отстаивать свои права. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности.

Божович Л. Со временем общение с товарищами всё больше выходит за пределы учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную и очень важную для подростков сферу жизни. Общение с товарищами становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, курсовая работа на тему межличностные отношения общения с родителями выглядит уже не такой привлекательной. Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения мальчиков и девочек не совсем одинаковы.

Хотя возня и силовые игры приносят мальчикам громадное эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит в драку. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры.

Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно. Социометрическое лонгитюдное исследование Д.

Эдер и М. Зато мальчишеские компании имеют более строгий и устойчивый порядок, систему лидерства, более автономны от взрослых. Кон И. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля взрослых[8].

Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы[16]. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками.

Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией. Высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь.

Стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная деятельность, подростков. Социально-ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.

Исследования, проведённые Д. Фельдштейн Д. Фельдштейном Д. Как было сказано выше, сфера личных взаимоотношений имеет огромное значение для подростка. Однако в системе взаимоотношений детей в коллективе нет равенства. Одни дети пользуются симпатиями многих сверстников, другие меньше привлекают к себе товарищей, третьи оказываются в своеобразной психологической изоляции.

Все это: симпатии-антипатии, принятие - непринятие, определяет положение ребенка в группе или социометрический статус. Морено, понимая под ним положение человека в курсовая работа на тему межличностные отношения группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Ребенок может быть удовлетворен или неудовлетворен своим положением, но оно, по мнению исследователей Т. Драгунова, Я. Коломенский, А.

DEFAULT2 comments