Мифологический этап в познании мира реферат

Более широкое понимание мышления охватывает сферу не только понятий, но и представлений. Однако, как справедливо замечает Б. Мифологические представления существовали на определённых стадиях развития практически у всех народов мира. Социальная трудовая практика потребовала создания символической системы коммуникации, обеспечивающей высокую стабильность значений, однозначность сообщений, простоту построения моделей реальности. Значит, в этих условиях можно сказать, что первобытный человек не знал, что он знает, и не знает, что он знает. Столяра о происхождении изобразительной деятельности: от натурального макета к абстрагированной форме настенного изображения, близкого к символу-знаку.

У европейцев, напротив, они счи. Природные, климатические условия в числе других факторов обуславливают различное отношение к труду. Проживающие в тропиках туземцы не могут понять северян, чьи помыслы направлены лишь к наживе, поиску заработка. Зачем отдавать столько сил и времени труду, если невозможно вкусить удовольствие от его результата немедленно, рассуждают.

Мифологический этап в познании мира реферат 8620829

С другой стороны, северянин не может так беззаботно петь и плясать на празднике, как южанин, его одолевают заботы о завтрашнем дне, о будущем 83, Последующие возможные ступени познания есть рефлексия по поводу знания.

Рефлексия - это:. Рефлексия - это сугубо человеческое отношение. Точно так же и отношение к себе у животного отсутствует как объект.

Такая коллективная самооценка, сложившаяся мифологический этап в познании мира реферат родовой общине на основе эмоционального осмысления опыта. С этого и начинается мифологическое сознание. Зародыш мифа заключается в обобщенных эмоциональных представлениях о целостном освоенном мире в отличие от находящегося за его пределами чужого мира. Происхождение тотемизма можно объяснить по теории Выготского о комплексном мышлении, или мышлении комплексами.

Какие-то черты сходства у себя и какого-то животного или растения становились толчком для, возникновения комплекса. Но необходима еще потребность самосознания и самоидентификации через внешний объект.

Позднее это осмысливается как происхождение от этого тотема-первопредка. Тотемизм традиционно называют религией первобытного общества. Родовая группа носит имя породы тотемного животного, вида растений или предмета неодушевленной природы и верит в родство с тотемным видом и в воплощение тотема в членов рода и обратно.

По отношению к тотему группа проявляет в тех или иных формах почитание, мифологический этап в познании мира реферат в частичной или полной табуации всего вида животных, растений и т. С этим определением трудно согласиться: тотемизм нельзя называть религией, родовая группа не может верить в родство с тотемным предком - все это чрезвычайная модернизация мифологических явлений, приписывание охотничьей мифологии качеств общественного сознания совсем другой эпохи.

По мере накопления опыта освоения мира начинается дифференциация отношения к явлениям и предметам, в т. Этнографы давно заметили, что мифологическая интерпретация характерна именно для коллективных форм деятельности, индивидуальные действия получали ее редко, лишь в том случае, если осмысливались в отношении к коллективу.

Индивидуального мифа в древнем обществе не могло возникнуть, его общественный характер проявлялся в абсолютном авторитете общего опыта по сравнению с индивидуальным.

Об этом пишет Ф. Господство мифа означает безличность, растворение индивида в первобытном коллективе, родовой общине Основная функция мифа не познавательно-теоретическая, а социально-практическая, направленная на обеспечение единства и целостности коллектива.

Инстинкт стадного образа жизни - мощный фактор консолидации животных и птиц. Темной ночью антилопы и кролики обычно питаются в эпидемии инфекционных заболеваний групповые реферат.

  • Конкретное действие из этого комплекса выявлялось в связи с последующим знаком.
  • А слава?
  • У некоторых народов в тотемических мифах прародителями людей могут быть птицы.
  • В рамках мифологического сознания мыслью можно считать ценностное суждение, заключение о ценности предмета или явления, хотя бы они совершались без оформления в вербальные знаки.

Изгнанное из стада животное фактически превращается в бродягу и настолько истощается в физическом отношении, что кажется готово умереть от одиночества. Если животное изгнано из стада, оно становится легкой добычей хищников. То же было и у древних людей.

Эти стадные нормы поведения и взаимоотношений сохранились и развились в первобытной родовой общине. В фольклорном сознании это часто подземный мир или иноземное тридесятое государство. Чужой мир начинался за границами освоенной территории. Об остатках такого мироощущения в сознании японцев пишет журналист В.

Цветов Человек, попавший за пределы общинной территории в одиночку, приравнивался первоначально к мертвецу, т. Позднее проблема пересечения границы общины получила переосмысление как путешествие в загробный мир: путешествие героя карельских рун в Туонелу или в чрево Випунена, посещение Орфеем загробного мира, Христом - ада и т.

Впоследствии познании единства рода становится культурный герой-демиург, учивший людей пользоваться огнем, орудиями труда. Мелетинского,- олицетворяет силы племени и выражает идеализацию активной творческой самодеятельности всего родо-племенного коллектива. Конечно, эта символизация языковые особенности публицистического реферат реальный практический опыт освоения мира, практическое сознание. Поэтому справедливыми представляются выводы современных ученых о параллельном существовании мифологического и практического сознания ; 75хотя эти две формы в некотором смысле противоречат друг другу.

Согласившись, что данное замечание справедливо, необходимо однако задуматься, почему же возникло мифологическое сознание, которое, казалось бы, неадекватно отражало мир? Мифологическое и практическое сознание следует различать, но не противопоставлять, т. Эмоциональная сфера многомерна. Они ведут себя свободно, в зависимости от потребностей субъекта и значимости ценностных явлений, либо мирно сосуществуют или подчиняются один другому, либо сталкиваются в непримиримом противоречии, создавая почву для неврозов.

Но многомерность эмоционально-рефлективного освоения мира не беспредельная. Современному человеку - с его опытом рационалистического сознания, понятийно-логического мышления - трудно представить сознание первобытного человека. Этот эмоциональный мир неустойчив, непоследователен, легко меняет принципиальные позиции и признает новые истины, хотя одновременно прочно стоит на каких-то устоявшихся догмах, априорных аксиомах, усвоенных в процессе социализации как достоверные истины.

Опыт освоения мира фиксировал существование объективных случайных мифологический этап в познании мира реферат закономерных связей между отдельными окружающими предметами. Потребность в установлении причинных связей между явлениями для успешной целеполагающей деятельности вызывала перенос по аналогии объективно-закономерных отношений на случайные, их отождествление. При этом огромную роль играла ценностная сторона дела. Когда потребность достигает высшей степени напряжения, тогда субъект потребности легко мира реферат себе все что угодно в плане доминантной установки на удовлетворение данной потребности.

Об этом же хорошо написал Л. Потребность, то есть чувство недостатка, страстная жажда обладания, чувство зависимости от предмета, религиозна, смиренна, фантастична, этап к обожествлению. Пока что-нибудь является для меня только предметом самого желания, оно для меня высшее, фантазия расцвечивает его самыми блес.

В этом явлении можно усмотреть аналогию с представлениями верующего о боге, с онтологическим доказательством бытия божьего. Осознание своих переживаний означает не что иное, как возможность превращения их в объект для других переживаний. Так иногда упиваются своими переживаниями страданиями и даже умышленно вызывают в своей памяти наиболее неприятные воспоминания, чтобы растравить чувство горечи, обиды и жалости к себе самому.

Психологи называют это мазохизмом. Переживание может быть столь сильно, а потребность в разрядке так велика, что когда слезы приходят, то они приносят облегчение, сравнимое и отождествляемое с удовольствием. Возникает положительная катар-сическая реакция, доходящая до наслаждения при общем негативном эмоциональном фоне. Дело, вероятно, не столько в физической невозможности, сколько в отсутствии привычек, навыков и традиций управления эмоциональными реакциями.

Люди с относительной слабостью тормозного процесса не умеют ждать. Ждать поезда, трамвая, очереди в магазинах для многих из них - настоящая пытка. На тормозные процессы влияют воспитание и окружение данного человека, среда и традиции общества. Это тем более важно, что регулярное уничтожение себе подобных - чисто человеческое качество, животному миру неизвестное.

Схватки животных по поводу территории охоты или мифологический этап в познании мира реферат за самку редко оканчиваются гибелью, срабатывает инстинкт самосохранения и более слабый спасается бегством, а оказавшийся сильнее не добивает побежденного.

Большое значение для социальной регуляции жизни мифологический общества имели интердиктивные запретительные нормы отношений, различные табу. Реферат моральная канта определению В. Соковнина, социальная норма заключает в себе:. Различные табу опутывали поведение древнего человека множеством ограничений. Социально-регулятивную функцию выполняли эмоции, коллективные эмоциональные переживания, для организации которых возник обряд.

Былое единство плача и смеха сказывается в том, что они, даже отделившись один от другого, продолжают жить совместно в обряде и в мифе; плач лишь прикрепляется к смерти, фигурирующей в первой половине сюжета, а смех - к новому рождению, фигурирующему во второй мира реферат.

Акты плача и смеха справляются всем общественным коллективом и имеют своего корифея-зачинателя, запевалу плача или смеха. Дарвин, анализируя истоки нравственности у древних народов, отмечал, что у людей честных и самоотверженных, не склонных к предательству, гораздо меньше шансов передать эти качества своим детям, т.

Но такие нравственные качества благотворно влияют на родовую общину и племя, потому что обеспечивают их большую выживаемость ценой гибели индивидов. Племя, в котором преобладают люди, готовые на самопожертвование ради общих интересов, имеет больше шансов победить в между-усобной борьбе 54, 5, - А примеры героизма и самопожертвования, сохраненные в памяти, составят арсенал воспитательного воздействия на молодое поколение.

Что такое ценностная рефлексия? Это самооценка. Следовательно, она должна опираться на что-то, сравнивать себя с чем-то, чтобы определить свой ценностный потенциал. Одним из способов освоения было дарение, обмен подарками, а также обряд гостеприимства. Многократно повторяемые некоторые устойчивые социальные отношения, получив отражение в сознании человека, приобретали аксиоматический характер. Юнг назвал их архетипами. Архетип - всего только форма, наполняющаяся содержанием в сознании.

Юнговский архетип, на наш взгляд, соотносится с понятием мифологемы сюжетно-мотивационной единицы мифапоявляющейся в мифологическом сознании в результате эмоциональной рефлексии, оценочного осмысления устойчивых условных реф.

Механизм эмоциональной рефлексии по поводу социальных отношений можно считать одним из важнейших элементов мифологического сознания. В логике излагаемых рассуждений читатель может обнаружить противоречие: с одной стороны, указано, что мифологическое сознание не допускает рефлексии, с другой - оно опирается на эмоциональную рефлексию. Чтобы выйти из этого противоречия, нужно оговориться еще раз: мифологическое сознание допускает противоречия, но не любые, а такие и на таких основаниях, которые будут раскрыты ниже.

Кроме того, это сознание не допускает критической рефлексии, но нуждается в рефлексии позитивной, утверждающей. Инстинкт самосохранения уберегает нарождающееся сознание от разрушительной силы критической рефлексии.

Аналогичные процессы переживает подросток в возрасте 14 лет - в процессе становления мировоззрения. Бахтин, характерной чертой мифологического сознания 23, Черты непосредственного, нерасчлененного отношения к миру долго сохраняются у простых людей, живущих физическим трудом. Об этом же писал Е. Непосредственный практический опыт порождает потребности освоения мира, необходимость научиться определенным навыкам деятельности по достижению запланированных результатов.

Человек привыкает предвидеть последствия своих действий. Поначалу же в процессе познания и освоения мира объективная информация смешивалась с фантастическим домысливанием Попытки исследовать логику бессознательного, логику воображения не всегда встречали понимание и поддержку.

Исключением является книга Я, мифологический этап в познании мира реферат.

Виды и формы познания. Видеоурок по обществознанию 10 класс

Но вся сложность в том, что приходится понятийно-вербальными средствами исследовать и пересказывать то, что не может быть адекватно изложено и освоено на другом языке. Вспомним теорему К. Гёделя о неполноте. Понятийно-вербальный опыт сознания мешает развитию эмоционально-образных средств освоения мира, он сказался в абсолютизации идейно-содержательной стороны художественных явлений, которые осмысливались как рационально-ценностные в ущерб эмоциональной ценностности.

Замечательную догадку высказал Ж. Можно ли попытаться проникнуть в мир этих чувств? Сознание при этом рассматривается как связанное множество значений или смыслов, в данном случае их различие несущественно. Но так ли уж свободно бессознательное? Или все же на него влияют какие-то факторы?

Обратимся к проблеме воображения. Рибо различал два вида воображения - воспроизводящее память и воссоздающее творчество. Причем творчество он понимал как соединение, комбинацию элементов предшествующего опыта Более верную позицию занимает В. Опыт воображения тесно связан на основе освоения мира с опытом осмысления.

Существует некоторая аналогия между сном и мифом: это логика воображения, связывающая вещи и явления по более или менее случайным ассоциативным связям по смежности, сходству или противоположности их признаков 2. Типичным образцом ассоциативного мышления являются загадки. Это, по словам В.

Каков механизм ассоциативного мышления? Фантазия - это творческий прогноз возможных комбинаций элементов реального опыта. Исследователи мифологического сознания обычно не обращают внимания на биологические предпосылки его возникновения.

Между тем имеются мифологический этап в познании мира реферат полагать, что в отличие от современного состояния физиологической структуры головного мозга, у которого доминантным является левое полушарие, а субдоминантным - правое, в головном мозге древнего человека доминантным было правое полушарие в силу неразвитости левого.

Именно этим, на наш взгляд, определяются многие мифологический этап в познании мира реферат пралогического мышления, о которых писал Л. Логика правого полушария существенно отличается от рациональной левополушарной логики. Хотя в некотором смысле она рациональна - в отношении целесообразности.

Но целесообразность эта подчинена неосознаваемым, интуитивно полагаемым целям. Главное отличие правополушарной логики от обычной, формальной логики заключается в допустимости противоречия в обосновании выводов и аксиологической подчиненности, в доминантной ориентации человек гордость вселенной эссе какие-то ценности. При всей плодотворности этой трактовки, она полностью не исчер. Действительно, при недостатке опыта воображение может дорисовать недостающие детали.

Мифологический этап в познании мира реферат 8108

Почему1 происходит выбор одного из них если происходит? Неясно также: почему необходимо решение этой, а не другой проблемы?

Эти логические связи возникли раньше становления понятийного мышления. Их особенностью является ценностный, аксиологический характер. Именно поэтому правополушарную логику предлагаем назвать аксиологикой. Аксиологика - логика ценностной обусловленности.

В отличие от однозначной непосредственной детерминации рационального, ценностная детерминация носит опосредованный и часто иррациональный характер, опирающийся на интуитивные догадки, случайные ассоциативные связи и рефлексы, на индивидуальный и субъективный опыт освоения мира, на эмоционально-практический опыт.

После аксиологической проверки воображению мифологический этап добро на продолжение его продуцирующей деятельности. Если не знать об этом контроле, то можно посчитать воображение свободным, приводящим только к случайным находкам. Существо авербального мышления, по нашему мнению, заключается в сопоставлении и соподчинении ценностных представлений, выявлении ценностного потенциала, сравнении со шкалой ценностей, соотнесении личностных и общественных групповых критериев ценности, ценностный выбор.

Не сознание само по себе и не воля сама по се. Симонов, определяют тот или иной поступок, а их способность усилить или ослабить ту или иную из конкурирующих потребностей. Это усиление реализуется через механизмы эмоций, которые зависят не только от величины потребности, но и от оценки вероятности возможности ее удовлетворения Ивин выявляет два основных типа оценок: абсолютные прекрасное - безобразное и сравнительные прекраснее- безобразнее, лучше - хуже, более ценно - менее ценно реферат, Познании мира имеет также основание, угол зрения, под которым объект оценивается, и образец, с которым сравнивается или шкалу таких образцов.

Этот механизм действует независимо от того, осознается он или.

Мифология как исторический тип мировоззрения. От мифологии к философии

В рамках мифологического сознания мыслью можно считать ценностное суждение, заключение о ценности предмета или явления, хотя бы они совершались без оформления в вербальные знаки. Мышление образами, по словам Голосовкера, есть мышление смыслами и значениями 48, По мере развития вербальной речи и общения на основе звукового языка доминантность перешла к левому полушарию головного мозга, которое опередило правое в своем развитии, что повлекло за собой перестройку сознания и его более интенсивное развитие.

Рациональное стало преобладать в сознании, иррациональное было подчинено и в значительной степени вытеснено в подсознание, что хорошо показал 3. Тем самым оно обречено на застой, доминирование традиционности. По отношению к мифологическому сознанию использование его не вполне корректно, хотя закономерность имеет здесь аналогичный характер. Это объясняется тем, что критический анализ - дело левого полушария, которое еще не развито. Из функции слова-зла - проклятие, брань.

Хвала есть слава - живое, живущее слово. Слово есть жизнь. А слава? Слава есть неумирающее, вечно живое слово, бессмертие. Слава непременно словесна Что же дает славу?

Но подвиг определенный, подвиг смерти или борьбы на смерть и жизнь. Восхваление тотема-первопредка-героя-бога есть способ и средство самовосхваления и самоутверждения благодаря самоидентификации себя рода с хвалимым тотемом. Подобные функции искусства находим и в карельских рунах. Поэтому духовное у него суть сознательное, осознаваемое, объективно-рациональное.

Об этом говорил, например, кинорежиссер А. Дух - начало мужское. Велика роль традиций, преемственности в развитии духовности. Но мифологический этап в познании мира реферат трактовке самой преемственности в теории культуры не всегда обращается внимание на то, что передача традиции - это явление, требующее непосредственного контакта учителя и ученика. Последний иррационален по своей основе и уходит корнями в мифологическое сознание. Учитель как мифологический этап в познании мира реферат усыновляет ученика, передает ему по наследству свою бессмертную душу Человек часто живет не столько переживаниями настоящей радости, сколько надеждой на эту радость.

Надежда есть порождение духовной культуры, родившейся из мифологической ценностной рефлексии. Точно так же возникают высшие ценности - истины, добра и красоты, идеалы человеческого совершенства, устремленность к которым и составляет существо духовности. По мнению 3. Общий смысл всего таков: жизнь в нашем мире служит какой-то высшей цели, которая, правда, нелегко поддается разгадке, но, несомненно, подразумевает совершенствование человеческого существа.

Человеку общественному противостоит чужая внешняя природа и очуждаемые эгоистические животные инстинкты собственной человеческой природы. Осваивание, обуздывание их - задача эволюции человека От чего же спасает нас религия? Она одолевает геенну, которая в нас, и языки которой прорываясь сквозь трещины души, лижут сознание. Она улаживает душу. В этом смысле религия - одно из высших проявлений духовной культуры. Картина освоенного мира в представлении древнего человека складывается из дневной и ночной, существенно отличающихся друг от друга.

Дневная и ночная жизнь имели немало общего, т. Но они сильно отличались друг от; друга по количественному и качественному характеру этих опасностей. Поэтому звуковое государственные займы контрольная работа поначалу было, вероятно, главным образом сакральным такую догадку высказывал еще Н.

Днем зрительный канал восприятия используется для решения задач практического освоения мира, ночью - для духовно-мифологического.

Это объясняет большую роль звездного неба в мифологическом сознании первобытного человека. Интересные попытки реконструкции звездной составляющей мифологического сознания древних людей предпринята К. Кедровым Один из методов построения мифов - ассоциативный.

Пространственная рядоположенность, сходство двух предметов переосмысливалась как мифологический этап в познании мира реферат органическое родство и даже тождество, т. Богатырев различает активно-коллективные и пассивно-коллективные явления в жизни народа. Первые не только считаются общим достоянием общины, но и создаются группой или общиной. Вторые создаются отдельными членами общины колдовство, магия, заговоры, былины, сказкино выражают коллективное общинное миросозерцание 29, - Жрец знающий определяется здесь как повелевающий словом, - в этом все его могущество.

Учение об этом содержится уже в Ригведе. ТокареваА. Анисимова, Ю.

Государственная граница дипломная работаДетские общественные объединения реферат
Контрольные работы габриелян 8Реферат формы поведения животных
Менеджмент в общественном питании рефератКак правильно оформить реферат украина

ФранцеваА. Шаревской, М. Шахновича и др. Главным объектом исследования в их работах является соотношение мифологии и религии, религии и философии и особенно отражение в религиозных мифах производственной практики, социальной организации, различных обычаев и верований, первых шагов классового неравенства и др.

Анисимов и некоторые другие авторы слишком жёстко связывают миф с религиейа всякий сюжетне имеющий прямой религиозной функции, отождествляют со сказкой как носительницей стихийно-материалистических тенденций в сознании первобытного человека. В книге Золотарёва в связи с проблемой дуальной экзогамии даётся анализ дуалистических мифологий, предвосхищающий изучение мифологической семантики в плане бинарной логики, которое ведётся представителями структурной антропологии.

Лосевкрупнейший специалист по античной мифологиив отличие от некоторых этнографов, не только не сводит миф к объяснительной функции, но считает, что миф вообще не имеет познавательной цели. По Лосевумиф есть непосредственное вещественное совпадение общей идеи и чувственного образа, он настаивает на неразделённости в мифе идеального и вещественного, вследствие чего и является в мифе специфичная для него стихия чудесного.

В —х годах в СССР вопросы античной мифологии в соотношении с фольклором в частности, использование народной сказки как средства реконструкции первоначальных редакций историзированных и мифологический этап в познании мира реферат освящённых культом античных мифов широко разрабатывались в трудах И.

Наука и мифология 2

Тройского, И. Франк-Каменецкий и О. Фрейденберг исследовали миф в связи с вопросами семантики и поэтики. Ядром исследований лингвистов-структуралистов В.

Иванова и В. Топорова являются опыты реконструкции древнейшей балто-славянской и индоевропейской мифологической семантики средствами современной семиотики с широким привлечением разнообразных неиндоевропейских источников.

Исходя из принципов структурной лингвистики и леви-стросовской структурной антропологии, они использовали достижения и старых научных школ, в частности мифологической фольклористики. Большое место в их трудах занимает анализ бинарных оппозиций. Методы семиотики используются в некоторых работах Е. Мелетинского по мифологии скандинавов, палеоазиатов, по вопросам общей теории мифа.

В результате освоения мира формируется опыт. Важная особенность мифологии - конвенциональность, характеризующая множество знаковых систем, выражающих мифологическое сознание.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версиипроверенной 9 апреля ; проверки требуют 10 правок. Основные статьи: Миф о происхожденииЭтиологические мифыКосмогонические мифы и Антропогонические мифы. Основная статья: Эсхатология. Основная статья: Культовые мифы. Основная статья: Астральные мифы. Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив.

В этом разделе мифологический этап в познании мира реферат хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяемаиначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 15 октября года.

Эта отметка установлена 18 февраля года. Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Следует исправить раздел согласно стилистическим правилам Википедии.

Пивоев В. М.

Мифологический эпос и фольклор. Дата обращения 13 декабря Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий — М. Очерки сравнительного религиоведения. Психопрактики мифологический этап в познании мира реферат мистических традициях от архаики до современности. Исторические корни волшебной сказки.

Мифология технической цивилизации. Реальность фантастического мира. Пермь, Roemische Deutschland. Stuttgart, Категории : Мифология Народная культура Антропология религии Культурная антропология. Скрытые категории: Википедия:Статьи с нерабочими ссылками с мая Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN Википедия:Страницы с модулем Hatnote с красной ссылкой Википедия:Статьи с незавершёнными разделами Википедия:Статьи с разделами без ссылок на источники с октября года Википедия:Статьи без источников тип: не указан Википедия:Статьи с разделами без ссылок на источники с февраля года Википедия:Стилистически некорректные статьи Википедия:Ссылка на Викицитатник непосредственно в статье Википедия:Ссылка на Викитеку непосредственно в статье Статьи со ссылками на портал.

Пространства имён Статья Обсуждение.

Мифологический этап в познании мира реферат 5356

В других проектах Викисклад Викицитатник. Эта страница в последний раз была отредактирована 19 сентября в Текст мифологический этап в познании мира реферат по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike ; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия.

Подробнее см. Условия использования. Политика конфиденциальности Описание Википедии Отказ от ответственности Свяжитесь с нами Разработчики Заявление о куки Мобильная версия. Миф — необходимейшая — прямо нужно сказать, трансцендентально-необходимая — категория мысли и жизни; и в нем нет ровно ничего случайного, ненужного, произвольного, выдуманного или фантастического.

Это — подлинная и максимально конкретная реальность. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги Антропогонические мифы — мифы о происхождении человека и человеческого общества. Согласно многим мифам, мифологический этап в познании мира реферат сотворяется из самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла.

У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного обезьяны, медведя, ворона, лебедя. Мифы о культурных героях — мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ. Эти мифы повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем — иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага.

Самый знаменитый миф подобного рода — древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения — орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь[7]. Мировоззрение [8] — это система общественных представлений о мире в целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об отношении человека к окружающей действительности.

4973786

Если рассмотреть античный мир, то сущность мифологии становиться понятной только при учёте особенностей первобытнообщинного строя, при котором мир воспринимался, как жизнь одной огромной родовой общины, и в мифе они обобщали всё многообразие чёловеческих отношений и природных явлений. На примере мифа о Мифологический этап в познании мира реферат, можно увидеть какими особенностями обладало мифологическое мировоззрение:.

Сам Прометей подал богам идею о создании людей, и в мифе он воспринимает людей, как некоторого одного человека, заботится о нем, как о продукте своего творения, нет никакого выделения человека из общества в целом.

Прометей — это положительный герой, а Зевс, и другие боги, наказавшие его — отрицательные, мифологический этап в познании мира реферат что за благие дела для людей они, как казалось Прометею, а также и людям, несправедливо обрекли его на страдания и мучения. Здесь видно, что миф мыслит противоположностями, что добро и зло, плохое и хорошее обретают здесь конкретные формы его персонажей. По мере чтения мифа можно отметить, что образ Прометея включает в себя такие понятия как человеколюбие, свобода, справедливость, твердость, решимость, доброта и т.

В нем собрано много позитивных человеческих качеств, которые в ком-то одном, конечно, очень редко сочетаются, потому это и выражено в мифологической форме. Все мучения и страдания, выпавшие на долю Прометея, наполнены чувствами и переживаниями, и человек, проникшийся идеей мифа, это чувствует очень остро. Высокие и благородные цели Прометея, опираются именно на веру в себя и свою правоту, они просто не подвергаются никакому сомнению или разумному осмыслению с точки зрения того времени.

Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры? Мифотворчество в XX. И это закономерно.

Для передачи дополнительных эмоциональных смыслов часто используются паралингвистические средства. Основная статья: Эсхатология. Липперт; особенное внимание уделяется ду-.

Ведь мифологическое мышление как характерная особенность духовной культуры этого века нуждается все в новых и новых мифах. В мифологии человек массы узнает себя, и только миф удовлетворяет его любознательность, его потребности в познании.

Не менеджмент контрольная работа мифотворчество существует в науке XX. Следственно, литература и наука в эпоху мифологизации сознания общества сами становятся мифотворческими силами. Границы между реальностью и вымыслом стираются. Например, мифологический этап в познании мира реферат много рассказывают и показывают по разным телеканалам историй про пришельцев с других планет, про летающие тарелки и т.

Идеология — это система понятий идей, отражающих, в конечном счете, классовое содержание общественного сознания. В доклассовом обществе вместо идеологии выступала мифология. С разделением общества на классы начинается критическое отношение к мифам, что, собственно, служит началом идеологии в современном смысле этого слова. Так современный социальный и политический миф воспринимается не только вненаучно и интуитивно, он опирается на социальный и политический "опыт" государств, классов, народов и может быть, вполне доказуем.

Свидетельством тому являются социальные и политические мифы о руководящей и направляющей роли КПСС, о преимуществах социализма и его победе в СССР; учения о коммунизме, прогрессе и всеобщем равенстве; лозунги в духе мессианства США, доктрины времен холодной войны. Эти мифы не просто опирались на чувства, а именно доказывались множеством примеров, статистических мифологический этап в познании мира реферат, научных положений и расчетов. Например, немецкий нацизм в своих интересах не только стремился возродить и поставить себе на службу древнегерманскую языческую мифологию, но и сам создавал своеобразные мифы — расовый миф, соединяющийся с культом фюрера, ритуалом массовых сборищ и т.

Такая ситуация, к сожалению, зависит не только от власти, но и от общества, желающего "знать ответы на главные проблемы современности", а после низложения выполнявшей эту роль церкви, наука поневоле должна была ее в той или иной степени заменить. Исходя из этого, ясно, что вся социальная и политическая мифология, любая идеология, каждая политическая доктрина хотя и мифологический этап в познании мира реферат на чувства, но всегда строится на определенного рода доказательствах.

Мы можем им верить или в них сомневаться, доказывать их или опровергать, понимать, что они делают упор не на логику, а на убеждение, не на разум, а на подсознание, но для тех, на кого они рассчитаны, александр михайлович василевский будут бесспорными доказательствами их явной исторической и научной правоты. Без знания мифов невозможно понять сюжеты многих картин и опер, образного строя поэтических шедевров.

Но не только этим ценна мифология для современности. Для того чтобы от мифологических представлений о мире перейти к научным, античному человеку было необходимо пройти две ступени осмысления. В работе Грушевицкой Т. Попробуем разобраться в них:. Должен произойти отказ от логики мифа, препятствующей оформлению таких фундаментальных принципов научной идеологии, как универсальность, инвариантность, общность, абстрактность и т.

Это значит, что если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному, и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархия причин и следствий соответствует иерархия мифологических существ, имеющая систематически ценное значение.

То, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части.

Другими словами, древние рассказывали мифы, вместо того, чтобы производить анализ событий и делать выводы. Например, мы сказали бы, что определенные атмосферные изменения прекратили засуху и вызвали дождь. Вавилоняне наблюдали те же события, но внутренне переживали их как появление гигантской птицы Имдуизд, явившейся им на помощь. Она покрывала небо черными грозовыми тучами своих крыльев и пожирала небесного быка, чье горячее дыхание спалило посевы.

Такой миф древние рассказывали не для развлечения. Они рассказывали о событиях, от которых зависело само их существование. Крометого, заметнытенденциик самовыражениюхудожникалюбой ценойиуходаот чистопредметно-образной структурыкультурноготекста. Высшая цельнауки -датьлюдям знанияо мире;техника, опираясь надобытые наукойзнания, имеет цельюудовлетворитьматериальные ичастьдуховныхпотребностей человека.

Наукаформирует идисциплинируетум, человеческое мышление, приучаетчеловека относитьсяк мируобдуманноирационально. Приобщаяськ культурномуопыту человечества, личностьобогащаетсвой собственный опыт, через негооцениваетдействительность, готовит себяк преобразованию окружающегомирапо законамИстиныиКрасоты, ГармониииДобра.

Можнопредположить, что значениесвязимеждуфилософиейирелигиейпроявляетсяв постепенном"размывании" границ междуразличнымиотраслямизнания. Еслив отдельновзятойфилософии можетсуществовать несколькоконцепцийобъяснениятого или иного процесса, явленияи т. Философия имеет потенциалдля того, чтобы легализоватьвзаимодействиемеждувзглядами, концепциямииидеями. Список литературы1. Антюшин, С. Волкогонова, О.

ВолкогоноваН. Отправить отзыв. Архив Философия Шпаргалки Мифология как исторический тип мировоззрения. От мифологии к философии. Мифология как исторический тип мировоззрения. Мифология — способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития.

Мифологическому сознанию архаического общества свойственны нерасчлененность мышления и эмоционально-аффективное восприятие среды, очеловечивание природы, одушевление космоса и вместе с тем разграничение раннего сакрального героического прошлого и текущего профанного настоящего.

DEFAULT3 comments