Эссе роль социологии в подготовке современного специалиста

Тесная связь существует между социологией и политологией. Наука не есть нечто внешнее по отношению к сущности человека, она, скорее, связана, так сказать, с самой его сутью. Действительно ни одна социальная наука не может сравниться с ней по оперативности исследования, различных сфер жизни людей, развития и формирования общества, общественных отношений, требующих всестороннего и глубокого изучения. Фундаментальная наука отвечает этому условию. В этом возрасте хороший специалист уже руководитель, отец семейства, общественный или политический деятель, а также выполняет и другие социальные роли, где в первую очередь требуются культура, психология, наука управления.

Ставится задача формировать законопослушных граждан, относящихся с уважением к нормам, традициям, властным институтам. Правда, на этот счет есть и другие, точки зрения.

В эссе роль социологии в подготовке современного специалиста. Автор предложил отменить обязательное обучение, запретить спрашивать документы об образовании при приеме на работу. По его мнению, школа не развивает ребенка, а готовит детали для общественной машины, подавляет личность. Уровень образования уже предполагает определенный социальный статус, возможности профессионального и социального продвижения.

В классовом обществе практически всегда проводится политика протекционизма, будь это рабфаки, институты красной профессуры или элитарные учебные заведения на платной основе. Система образования - своего рода фильтр для молодых людей, определяющих, что они будут делать, когда станут взрослыми. Великий российский педагог В. Сухомлинский говорил, что без научного предвидения, без умения закладывать в человека сегодня те зерна, которые взойдут через десятилетия, воспитание превратилось бы в примитивный присмотр, воспитатель - в неграмотную няньку, педагогика - в знахарство.

Основные ступени и формы образования Социология исследует и внутреннюю структуру системы образования, прежде всего в плане преемственности отдельных ступеней и звеньев. Причем здесь основополагающая идея - непрерывность. В современном обществе, строго говоря, нет ни законченного, ни полного, ни тем более высшего образования.

Please turn JavaScript on and reload the page.

Эти термины только означают достигнутый человеком определенный уровень образования. Современный человек, в принципе, должен учиться всю свою жизнь. Можно выделить формальное образование - школа, вузы, аспирантура, докторантура. Неформальное - учебное телевидение, Интернет, самообразование, клубы по интересам, культурные учреждения.

Роль социологических знаний в образовании и деятельности инженера

Профессиональное образование Профессиональная школа, представленная техникумами, профтехучилищами, теперь еще и колледжами, вузами различного типа. Главная проблема - профессиональный выбор при переходе от общеобразовательной к профессиональной школе. Что эссе роль социологии в подготовке современного специалиста профессиональный выбор, как, через какие каналы можно повлиять на него?

Большинство социологических исследований образования сосредоточено именно здесь Дело в том, что общественные потребности в профессиональной подготовке и личные устремления школьников не всегда совпадают. Реально в вузы России поступают не более 20 процентов выпускников школ. В результате происходит крушение жизненных планов, иллюзий. В настоящее время все большее развитие получает система последипломного образования - аспирантура, докторантура, получение второй специальности, институты и факультеты повышения квалификации, стажировки и т.

Здесь тоже много интересных для социологии вопросов. Достаточно сказать, что, по данным социологов, до 60 процентов выпускников вузов меняют свою профессию по самым различным причинам. Возникают очень непростые вопросы: как помочь в профессиональном совершенствовании по новой специальности, какой набор фундаментальных знаний надо давать студенту, чтобы такой переход был менее болезненным, и т.

В современных российских условиях высшая школа меняет структуру подготовки специалистов под мощным давлением новых социально-экономических условий и факторов, становится массовым второе высшее образование.

В высших и средних специальных учебных заведениях открываются новые специальности и эссе роль социологии в подготовке современного специалиста, связанные с такими сферами социальной жизни, как управление, бизнес, финансы, экология и т. В настоящее время новая проблема для высшей школы - невостребованность, безработица среди лиц с высшим образованием.

Эссе роль социологии в подготовке современного специалиста 3326

Безработица стала "умной". Так, в году каждый десятый безработный имел высшее образование. Наиболее неблагоприятно конъюнктура на рынке труда складывается в отношении инженерных вузов: спрос и без того невысокий падает, дефицит специалистов отсутствует.

В ближайшем будущем трудно ожидать резкого изменения в этой сфере. Экономический анализ приводит к трудным для высшей школы выводам: снижение объемов производства ведет к снижению спроса на квалифицированный труд, а это обусловливает сокращение объемов подготовки специалистов.

Особенно в части инженерно- и естественнонаучного образования. По оценкам специалистов А. Овсянников и др. Хотя престиж - иметь ученую степень, не занимаясь профессионально научной деятельностью, - высок.

Эссе роль социологии в подготовке современного специалиста 4051

Это стало модным. Принципиально новой для отечественного высшего профессионального образования является формирующая многоступенчатая система: бакалавр, специалист, магистр. Привлекает ее гибкость, возможность для молодых людей включаться в профессиональную деятельность на разных ступенях получения образования, интеграции доклад весенних обрядах и высших профессиональных учебных заведений.

Однако нельзя не видеть и бездумное копирование американской модели некоторыми усердными реформаторами. Иногда в так называемых элитарных или международных колледжах, в основном гуманитарного профиля, появляется большой объем естественнонаучных предметов. Да, в американских университетах, особенно исследовательских, и так называемых колледжах либеральных наук есть такие учебные планы.

Но не стоит забывать, что в американские университеты приходят более 60 процентов выпускников средней школы и университеты просто вынуждены выравнивать общенаучную подготовку студентов младших курсов, в том числе и по родному английскому языку. Другое дело Россия, где в вузы на основе строгого конкурсного отбора поступают не более пятой части выпускников средней школы, и, общепризнанно, с более основательной общенаучной подготовкой.

Новым явлением, требующим серьезного социологического анализа, являются нетрадиционные формы образования, эссе роль социологии в подготовке современного специалиста том числе и частные учебные заведения. Новые формы образования выступают в виде независимых структур или специальных подразделений государственных учебных заведений.

Сравнение типологических групп студентов государственных и частных учебных заведений показывает их существенные отличия.

Понятно, что среди родителей учащихся частных учебных заведений больше предпринимателей, крупных руководителей, которые могут обеспечить оплату за обучение своих детей.

Здесь больше студентов, которые совмещают учебу с работой - вплоть до самостоятельного предпринимательства. Такие студенты материально хорошо обеспечены, они не привыкли себе отказывать ни в. Они уверены в своем профессиональном выборе, хорошо осведомлены в специфике будущей профессиональной деятельности.

Они выше, чем "бюджетные" студенты, оценивают значимость хорошего образования, свободного владения иностранными языками и т. В ближайшее время в отечественной социологии наверняка будут проведены исследования по качеству подготовки студентов в государственных, и частных профессиональных учебных заведениях.

Социологи подчеркивают готовность части российского населения инвестировать личные средства в сферу образования, и особенно для получения специальностей, пользующихся повышенным спросом на рынке труда. Это имеет принципиально важное значение в условиях острейшего дефицита бюджетных ресурсов. Система образования в России - та сфера деятельности, которая готова принять инвестиции и эссе роль социологии в подготовке современного специалиста необходимую отдачу.

Она менее, чем другие сферы деятельности, нуждается в модернизации и вполне конкурента на мировом образовательном рынке.

Эссе роль социологии в подготовке современного специалиста 5857695

Социология личности студента Для социологии образования важно изучение и самой личности ученика, студента. Характер будущей профессии во многом определяет и поведение студента.

Интересна в этом отношении книга екатеринбургского социолога Н. Рубиной "Студент - глазами социологов". Особенно ее анализ студенческой молодежи в связи с избранной профессией. Студентов в этом отношении можно разделить на три группы. Первую составляют студенты, ориентированные на образование, потому что оно дает возможность получить профессию.

Они хотят подготовке современного именно по этой специальности, у них есть интерес к работе, стремление реализовать себя именно в. Вторая группа эссе роль социологии в подготовке современного специалиста состоит из тех, кто в перспективе ориентирован на бизнес. Отношение к образованию у них уже другое - для них учеба выступает в качестве инструмента, возможной стартовой ступени. Третью группу студентов составляют те, кого можно было бы назвать неопределившимися.

Все параметры их отношения к учебе, профессии размыты, в их оценках и позициях нет ясности и определенности первых двух групп. Такие студенты как бы плывут по течению, возможно, их самоопределение состоится чуть позже, а возможно, для них вообще процесс специалиста, целеустремленности не характерен. Американский социолог Эссе Троу, изучая студенческую среду, выделил четыре типа культуры, поведения и всего образа жизни американских студентов. Интересно также отметить и такой вывод социологов: среди студентов, ориентированных на профессию, намного меньше социальных пессимистов.

На образование и профессию больше ориентированы студенты экономических и юридических специальностей. Наименее ориентированными на образование оказались математики, химики, педагоги, то есть студенты тех специальностей, которые меньше востребуются на рынке труда.

Выбор профессии в вузе стал для молодых людей прагматическим, соответствует переменам в российском обществе, эссе роль социологии в подготовке современного специалиста.

Ценность высшего образования как самостоятельного феномена, имеющего социокультурную, личностную привлекательность и престижность, отступает на второй план. Таким образом, деятельность социальных институтов образования направлена на удовлетворение важных социальных потребностей. От того, насколько успешно он развивается, во многом зависит будущее любого общества.

Роль образования относительно самостоятелен и вместе с тем оказывает сильное, если не решающее воздействие на развитие общества. Образование выходит на первое место по числу занятых преподавателей и учащихся, студентов, в сравнении с народным хозяйством. XX век в первую очередь называют веком образования. Оно интегрирует вокруг себя другие общественные системы экономику, науку, культуру, социологиипредопределяя не только перспективы развития общества, но и деятельность каждого отдельного человека.

Значение социологии. Компьютерные программы. Социология за рубежом. Социологические опросы. Результаты социологических опросов. Известные социологи. Роль социологии в жизни общества. Прогноз опирается на выявление тенденции и закономерности развития социального явления, решающие факторы, способные повлиять на прогнозируемый объект.

Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на скрытую тенденцию развития социального явления, а реферат человек время на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект.

Открытие такого фактора - сложный вид научного исследования. Поэтому в социологи ческой практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место в исследованиях о развитии социального объекта.

Информационная функция социологии представляет сбор, систематизацию и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация - самый оперативный вид социальной информации.

Интеллектуальные уловки в социологии — Виктор Вахштайн / ПостНаука

В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что она объективно участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Подразумевается, что социальное знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, то есть выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.

Мировоззренческая функция социологии выражается в воздействии на общественное сознание, создание ценностной системы, культивирование правил и норм поведения людей. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ, реконструкций и трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции г.

Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала эссе роль социологии в подготовке современного специалиста нацистского путча и третьего рейха в Германии.

Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Но социология лишь наука, ее функция - разработка практических рекомендаций.

В системе образования молодой человек находится до четверти века под контролем педагогов, воспитателей в учебное и во внеучебное время. Особенно ее анализ студенческой молодежи в связи с избранной профессией. По его мнению, школа не развивает ребенка, а готовит детали для общественной машины, подавляет личность. Многие студенты учатся не ради знаний, профессиональных умений, а ради документа, диплома.

Что же касается их внедрения реализации - это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества. При рассмотрении вопроса о роли социологии в преобразовании общества следует подчеркнуть, что социологические знания активно проникают в широкие слои общества.

Растущее число специалистов применяют свою социологическую подготовку в различных правительственных учреждениях. Методы, разработанные социологами и другими обществоведами, изучаются и используются различными специалистами.

Реферат на тему файловые системы81 %
Понятие трудового договора контрольная работа33 %
Основные положения теории дарвина доклад98 %

Яркий пример - опросы общественного мнения. Разработанные и примененные главным образом социологами и статистиками, они стали важным методом исследования рынка и опросов общественного мнения. Помимо уже рассмотренных областей применения социологии, деятельность социологов и других обществоведов обеспечивает поступление обширной информации, которая важна для принятия решений в социальной политике. Кроме того, социологическое исследование эссе роль социологии в подготовке современного специалиста помочь определить результаты мер социальной политики после их реализации.

Кроме того, следует отметить, что для развития социологии, так же как и других наук, нужен определенный политический климат, способствующей ее совершенствованию и процветанию. По мнению Э. Капитонова, социология слишком долго находилась под влиянием традиций прошлого, что приводило к несоответствию между реальностью и социологическими теориями.

Прямое воздействие на развитие социологии оказывают общественные проблемы и кризисы. В период Великой депрессии х годов социологи сосредоточились на исследовании безработицы и ее влияния на семейную жизнь; в настоящее время социологи уделяют большое внимание проблемам секса и неравенства мужчин и женщин. Эти примеры показывают, в какой мере социология отражает проблемы общества в целом. В то же время именно тот факт, что социологи проводят исследования каких-то явления или процессов, подтверждает серьезность связанных с ними социальных проблем.

Классическое исследование расовых отношений в США, проведенное Гуннаром Мирдалом, результаты которого были опубликованы в г. Состояние социологии в России отражает противоречивость развития нашего общества, где элементы прогресса соседствуют с кризисными явлениями. На фоне ведущихся исследования, расширения и дифференциации подготовки социологов, освоения западного опыта, издания журналов и монографий, функционирования институтов, факультетов и кафедр, коммерческих центров, звучат пессимистические голоса об отсутствии теоретической социологии.

Ощущается неудовлетворенность ролью социологии в обществе, невостребованностью и ее манипуляцией.

[TRANSLIT]

Как отмечает Т. Заславская, социология, как и другие общественные науки, несет определенную ответственность за то, как именно осуществлялись реформы в России, поскольку она была и остается их активным, хотя и далеко не главным участником.

Эссе роль социологии в подготовке современного специалиста социологи не часто обсуждают на конференциях проблемы своей социальной роли и ответственности. В отличие от западных коллег, постоянно рефлектирующих по поводу места социологии в обществе, ее взаимодействий с различными институтами, ее участия в осуществлении различных реформ, в России социология социологии не получила заметного развития.

По мнению Т. Заславской, это ошибка российских социологов. Для того чтобы социология была действительно полезной и нужной, ученые обязаны систематически оценивать, обсуждать и, если надо, корректировать свое участие в социальной трансформации России.

Сложившаяся в России ситуация повышает одновременно значение и ответственность науки, профессионально изучающей процесс социальной трансформации общества, преобразования его структур и институтов, механизмы взаимодействия социальных сил, определяющих общественное развитие.

Социологическое сообщество должно выработать ясное представление о подлинном в отличие от декларируемого политиками социальном содержании осуществленных и проектируемых реформ, всесторонне и объективно оценить их общественные итоги и вероятные последствия.

Заславская считает, что современная российская социология выполняет три главных функции. Ее можно назвать научно-познавательной. Вторая функция, которую я назвала бы политической, отражает взаимодействие социологии с властными органами и состоит в содействии эффективному руководству общественным развитием.

Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта. Потребности человека весьма разнообразны, иерархически организованы и исторически многие из них обновляются. Мэйо также подчеркивалась острота конфликта между формальной структурой организации и ее неформальными группами.

В основном она сводится к обеспечению "обратных связей" управления путем информирования органов власти о том, как принимаемые ими решения реализуются на местах, к каким результатам это приводит, и как можно повысить эффективность реформ. Третья функция нашей науки связана с формированием гражданского общества. Она заключается в методически надежном, доступном широкой публике и регулярном информировании общества о сущности происходящих процессов, их причинах и результатах.

Значение социологии в подготовке специалистов

Однако достигнутый уровень развития нашей науки еще недостаточен для полноценного, профессионального участия в научном обосновании реформ. Главные причины этого заключаются, во-первых, в отсутствии достаточно полного, надежного эссе роль социологии в подготовке современного специалиста конкретного знания социальных структур, институтов и механизмов функционирования современного российского общества.

Во-вторых, в неразработанности общей теории или генеральной концепции постсоветского общества, которая могла бы составить методологическую основу специальных отраслей социологического знания, наподобие того, как это делал марксизм. Формирование такой концепции -- центральная задача не только социологии, но и других общественных наук.

Однако ее решение упирается в проблему не только времени, но и рождения новых крупных талантов. Наибольшие сложности связаны с выполнением политической функции социологии. Обычно наука и власть ориентируются на разные ценности и говорят на разных языках. Поэтому они плохо понимают друг друга даже в спокойные времена, не говоря о таких конфликтных и сложных периодах, как переживаемый в настоящее время. Бесспорно, социология как наука об обществе должна содействовать повышению социальной эффективности проводимых реформ.

Таким образом, школа человеческих отношений стремилась дополнить деперсонализированные отношения, построенные на основе теории научного менеджмента, а также в соответствии с бюрократическими моделями классической школы, концепцией сотрудничества между рабочими и предпринимателями.

  • Глава 2.
  • Функции образования.
  • Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном.
  • В России коренным образом поменялись экономический уклад и политическая система, а учебные заведения, вычистив идеологическую зашоренность, продолжают действовать в значительной мере в прежней системе координат.
  • В настоящее время новая проблема для высшей школы - невостребованность, безработица среди лиц с высшим образованием.
  • Большой вклад в развитие данного направления в менеджменте внес Абрахам Маслоу , разработавший нашедшую в дальнейшем широкое применение как в социологии , так и в менеджменте теорию потребностей, известную как "пирамида потребностей Маслоу".
  • Поэтому единственная возможность для системы образования не ошибиться, работать на перспективу - т.

Двух ученых - Мери Паркет Фоллет и Элтона Мэйо - можно назвать самыми крупными авторитетами эссе роль социологии в подготовке современного специалиста развитии школы человеческих отношений.

Основная заслуга Фоллет заключается в том, что она пыталась совместить в единое целое 3 школы менеджмента: научного управления, административную и школу человеческих отношений. Именно Фоллет определила менеджмент как "обеспечение выполнения работы с помощью других лиц". Школа человеческих отношений акцентировала внимание на сложности проблемы человеческого фактора, разрешение которой является главной задачей управления персоналом.

Таким образом, менеджмент приблизился к социологии и у двух наук, развивавшихся независимо появились точки соприкосновения. Особое место в создании теории человеческих отношений принадлежит Элтону Мэйоруководителю отдела промышленных изысканий Гарвардского университета, который провел ряд экспериментов, получивших название "хоторнские эксперименты", необходимо заметить, что данные эксперименты являются социологическими исследования в своей основе.

Изучая влияние различных факторов условий и организации труда, заработной платы, межличностных отношений и стиля руководства на повышение производительности труда на промышленном предприятии, Мэйо сделал вывод об особой роли в производстве человеческого фактора. Обобщение эмпирических данных позволило ему создать социальную философию менеджмента систему "человеческих отношений".

В работах Э. Мэйо также подчеркивалась острота конфликта между формальной структурой организации и ее неформальными группами. Таким образом, "хоттонские эксперименты" положили начало многочисленным исследованиям взаимоотношений в организациях, учету психологических явлений в группах, выявлению мотивации к труду в межличностных отношениях; подчеркнули роль отдельного человека и небольшой группы в организации, было положено начало использованию социологии и социологических исследований в системе управления персоналом.

С конца х эссе роль социологии в подготовке современного специалиста. Видные представители данной теории: Дуглас Макгрегор, Ренсис Лайкерт, Абрахам Маслоу, - изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, оргструктуры, коммуникаций в организациях, лидерства и т.

DEFAULT0 comments