Пути развития человеческой цивилизации реферат

Комфортабельность человеческого бытия в частичной форме связана с абстрактным гуманизмом и локальным бытием цивилизации. Если в прошлые времена он был расколот на враждующие группировки, то после окончания второй мировой войны он стал в основном единым. Речь идет о практическом удовлетворении личных и общественных потребностей достижениями, материальными средствами и условиями, созданными производством при цивилизованном общественном разделении труда. В связи со системным подходом к развитию цивилизации нужно сделать некоторые методологические замечания. В то же время процесс становления мировой цивилизации открывает перед искусством новые горизонты. Выделяя в своей книге речной, средиземноморский и океанический периоды развития цивилизации, Л. В связи со сказанным можно считать, что первой ступенью логического обобщения признаков локальных цивилизаций является вид.

Здесь следует заметить, что объективной мерой такого превышения может служить комфортабельность жизни общества, т. Внешним показателем такого состояния жизни людей в цивилизованном обществе является системное качество индивидуального и общественного быта.

Накопительная интенция развития материального богатства в цивилизованном обществе имеет не только потребительское, но и охранительное значение для жизни человеческого рода реальная возможность преодоления или предотвращения стихийных бедствий, восполнения военных потерь, благополучного выхода из непредвиденных ситуаций и т.

Она обусловливается устойчивостью воспроизводства тех средств и способов потребления, которые закреплены этнической, национальной традицией и реализуются в определенных обычаях материальной жизни. В соответствии с данной типологией глобальные проблемы выстраиваются следующим образом: 1 интерсоциальные глобальные проблемы: - войны, мира и разоружения; - мирового социального и экономического развития, преодоления отсталости, разрыва в уровне экономического и культурного развития; - создания ненасильственного мира и т. Мирное население Комбатант Свобода от геноцида Плен. Россия выступила, например, против жестких санкций против Ирана, но, однако, не против санкций вообще. Экономическая культура в цивилизованном обществе выражается, во-вторых, в нарастающей системности производства, распределения и потребления материальных благ в общественном масштабе.

Для характеристики содержания цивилизации надо указать на состояние производных сфер общественной жизни и культуры. В свете информационного подхода важно отметить также, что определенное разнообразие социального состава общества образует некоторый спектр форм и источников развития образа жизни на относительно устойчивом материальном основании. Во-вторых, важно указать на управленческую интенцию в социальном и хозяйственном развитии цивилизованного общества.

Традиционные и обычные властные структуры управления приобретают здесь официальный, публичный характер и образуют государственную структуру управления делами общества.

Чем разнообразнее социальная структура общества, тем сложнее система политического управления взаимодействием социальных субъектов. В-третьих, интересно отметить зависимость состояния духовной сферы общественной жизни от характера материального основания цивилизации и производной социально-политической структуры. Всеединство духовных достижений этого человека выражается и в развитии познания ума до уровня науки и в дозревании нравственного сознания до уровня монотеистической религии.

В цивилизованном обществе светский и религиозный виды духовности тяготеют к единству в гуманизме. Гудожника см. Дело в том, что названный автор нашел стержневую основу для выявления источника многообразия цивилизаций локальных. Однако цивилизация, в общетеоретическом смысле, не просто одно из общественных явлений, но и длительное историческое состояние человечества, в которое разные общества вступают в разные эпохи и которое развивается системным порядком, не свойственным конкретным явлениям общественной жизни людей.

Таким образом, пути развития человеческой цивилизации реферат заслуга профессора Г. Гудожника в том, что он охарактеризовал одну, но самую глубокую существенную сторону материального основания цивилизации и тем дал ключ к детерминации многообразия видов цивилизации.

Я поставил своей исследовательской задачей еще в х годахво-первых, определить все содержание материального основания цивилизации как общеисторического состояния человеческого рода, во-вторых, вскрыть сущность и особенности развития этого состояния в целом, в диалектическом единстве объективных и субъективных факторов человеческой жизнедеятельности. Гудожникано пути развития человеческой цивилизации реферат его плоды, условия и субъект жизни народонаселение в определенном культурном качестве, выражающем непрерывность и устойчивость прогрессивного развития человека.

Отличие от категории способа производства материальных благ основы формации в том, что, во-первых, в материальном основании цивилизованная жизнь представлена и потреблением материальных благ, и социоэкологическими отношениями, и характером воспроизводства самого народонаселения.

Во-вторых, материальное основание цивилизации включает существенно те стороны способов производства материальной жизни общества, которые присущи всем постпервобытным формациям.

Философия цивилизации

В изучении структуры цивилизации весьма полезен сравнительный анализ структур пути развития человеческой цивилизации реферат и формации, проведенный Л. Рейснером см. Считая в основном приемлемыми эти антиномичные ряды, я хочу лишь заметить, что, во-первых, социальные революции нельзя связывать только с формационным развитием, так же как социальную эволюцию — только с цивилизационным движением. Как показал профессор Л. Олех, социальная революция как системное изменение общественной жизни есть творец и двигатель цивилизации см.

Концептуально это понятно, ибо постпервобытные формации объективно и в сущности своей выступают как исторические ступени развития цивилизации к ее мировому качеству. Рейснера, различны: для цивилизации — это способы производства общественной жизни, а для формации — способы производства материальной жизни.

Пути развития человеческой цивилизации реферат 5187

Существенным дополнением и систематизацией структурного понимания цивилизации является идея М. Мчедлова об образе жизни как особой стороне цивилизованного состояния общества. Это понятие может конкретизировать отражение специфической социальной жизни формации.

Но если иметь в виду, что формации суть исторические конкретные ступени развития цивилизации, то образ жизни может стать гуманистически интегрированным показателем цивилизованности общества вспомним Л. Мчедлов развивает это понимание в цивилизационном аспекте. Теперь о развитии социальной свободыкоторую я понимаю как возможность сознательно базировать свою волю на исторически необходимых требованиях общественной практики. Свобода как атрибут цивилизации развивается в обществе при действии двух источников: один из них есть независимость от характера и величины накопленного материального богатства свобода от вещизмаа другой — приоритетность духовной культуры среди других как становятся курильщиками интересов свобода для духовного роста.

Человечность цивилизованного состояния невозможна без определенного уровня материального благополучия, но действительностью для судьбы каждого человека в цивилизованном обществе она человечность становится только при постоянном возрастании степени социальной свободы. Последняя жизненно необходима цивилизованному пути развития человеческой цивилизации реферат, чтобы иметь новую духовную силу для творчества, т.

Культурное творчество есть смысл сохранения и развития цивилизованного состояния общества. В указанном плане особенно ценно суждение А. Дело в принципе таково, что история любого народа в цивилизованном состоянии показывает: как только некие силы лишают народ материального благосостояния, мешая его производительному труду, как только судьба угрожает этому народу погашением культурного творчества, так наступает время освободительного движения народа, и тогда все силы кладутся им на алтарь пути развития человеческой цивилизации реферат цивилизованного развития.

И если К. В наше время и на новом материале научную достоверность этих фундаментальных социально-философских положений показывает выдающийся французский историк и философ Ф. Видя в основе материальной жизни общества диалектику производства и потребления товаров индивидами, Ф.

Показывая процесс становления западноевропейского капитализма в XV—XVIII веках на базе разбития рыночной экономики, этот выдающийся историк анатомирует материальное основание капиталистической формы цивилизации, в которое постепенно стали интегрироваться аналогичные основания локальных цивилизаций Азии, Африки, Америки. Четко различая рыночную экономику и капитализм, Ф.

В условиях становления мировой цивилизации капитализм играет ведущую роль в формировании ее материального основания, но не он один формирует это основание. В связи со сказанным интересно отметить позицию известного русского философа А.

Пути развития человечества

Зиновьев обозначает социально неоднородный феномен, включающий такие непохожие страны и регионы, как Япония, Южная Корея, Тайвань, страны Центральной и Восточной Европы, входившие в Советский Союз государства, а также коммунистический Китай, мусульманский реферат мир, южноамериканский континент, азиатский и африканский регионы. В цивилизованном состоянии западноевропейские, азиатские, пути развития человеческой цивилизации реферат, российские, месоамериканские и африканские общества имеют общие черты образа жизни соответствующих народов.

Археологи, этнологи, историки могут неоднократно, с разных сторон это засвидетельствовать. Особенно же нужно сказать пути такой общей черте материальной жизни различных цивилизованных обществ, как комфортабельность. Речь идет о практическом удовлетворении личных и общественных потребностей достижениями, материальными средствами и условиями, созданными производством при цивилизованном общественном разделении труда.

Комфортность быта, путей сообщения и связи, рабочего места, медицинского и торгового обслуживания и т. На это обстоятельство исследователи цивилизации до сих пор не обратили должного внимания. Комфортабельность является одной из качественных характеристик цивилизованного образа жизни любого народа и личности.

Она обусловливается устойчивостью воспроизводства тех средств и способов потребления, которые закреплены этнической, национальной традицией и реализуются в определенных обычаях материальной жизни.

В истории цивилизации наблюдается тенденция типизации, гомологизации обычаев и манер в потребительской культуре на уровне лучших гуманистических традиций.

Противоположностью комфортабельности является нищенство как сторона, представляющая разрушение цивилизованного образа жизни. Нищенство бывает обычно следствием в материальной жизни общества либо обширного стихийного!

В содержании цивилизации с его духовной стороны важное место занимает искусство. Его характер четко определил Ф. Если промышленность представляет собой интенсивную степень обработки природных процессов с целью их адаптации к общественным нуждам развития, то искусство служит интенсивным средством обработки человеческой природы с целью ее адаптации к нуждам гуманистического прогресса цивилизации.

И если культура вообще есть мера развития человека, то ее цивилизованность — мера наличия человечного в человеческой природе. Культура цивилизаций — это особое состояние культуры, при котором она служит лишь подлинному прогрессу человекапобеде доброго, прекрасного начала в его природе.

Своеобразное отношение между цивилизацией и искусством показано в книге искусствоведа С. Завадского и человеческой цивилизации Л. Новиковой см. Развиваясь в рамках цивилизации антагонистического типа, искусство все более отчуждается от своего материального основания и в капиталистическую эпоху начинает враждовать с цивилизацией, особенно если последняя понимается деятелями культуры вульгарно-материалистически.

В то же время процесс становления мировой цивилизации открывает перед искусством новые горизонты. В своей книге названные авторы показывают, что в мире искусства своеобразно выражается темпоритм развития цивилизации. Определяя специфику искусства как необходимого компонента цивилизации, они показывают эту специфику в описываемых ими цивилизациях стационарного, адаптивного реферат динамического типа и указывают на тенденцию образования единой мировой литературы и мировой художественной культуры в процессе становления всемирной цивилизации см.

Работа Завадского и Новиковой ценна именно тем, что впервые обстоятельно анализирует противоречивое движение искусства как компонента культурного содержания цивилизации. Чаще всего пространственно-временную структуру макроструктуру цивилизации ученые представляют в виде многообразия чередующихся локальных цивилизаций.

Поэтому философский синтез компонентов и свойств цивилизации как определенного состояния человеческого рода включает применение системного подхода. Системный анализ многообразия локальных цивилизаций в их общеисторическом движении осуществил Г. Гудожник см. Он показал, что основой пространственного разнообразия цивилизации является развитие общественно-производственной технологии: экстенсивная технология порождает созерцательный тип цивилизации, интенсивная — деятельный тип, а экстенсивно-интенсивная смешанная общественно-производственная технология формирует как мне представляется адаптационный тип цивилизации правда, у автора об этом типе ничего не говорится.

В перспективном плане локальные цивилизации прогрессивно развиваются во всемирном масштабе возникает новая — всемирная цивилизация, ядром материальной основы которой становится управляющая общественно-производственная технология.

И думается, что эта новая — пространственно и пути развития человеческой цивилизации реферат — цивилизация может стать цивилизацией ноосферного типа, ибо ее материальная основа может возникнуть, вероятно, только по завершении процесса перехода биосферы в ноосферу. В связи со системным подходом к развитию цивилизации нужно сделать некоторые методологические замечания. Прежде всего — о кластрофикации цивилизационного многообразия, особенно в свете различения формации политический режим в россии цивилизации.

При синтезе идей, высказанных в этом на Г. Гудожника, В. Комарова, Рожина, В. При этом исследования историков материальной культуры подтверждают тезис о том, что первые социальные организмы в истории человечества появляются до наступления эпохи эры? Так, известный ленинградский ученый-археолог В. По его данным, некоторые древние культуры от состояния цивилизованности отделяют — лет. Для нас важно и такое замечание В.

В связи со сказанным можно считать, что первой ступенью логического обобщения признаков локальных цивилизаций является вид. Ле Гоффа и т. Они могут проводиться по пространственно-географическому признаку как, например, у Л. Однако более глубоки видовые характеристики по признакам, о которых пишет Г.

Гудожник: характер общественно-производственной технологии, форма собственности, преобладающая функция труда, характер торговли, способ взаимосвязи политики и экономики, характер прогресса см. Если иметь в виду линию прогресса в исторической эволюции цивилизации к ее всемирному качеству, то можно указать на развития в ряде стран нового вида локальной цивилизации — социалистической см. Мчедловакоторая идет на смену буржуазной и другим, более ранним цивилизациям, своеобразно наследуя все то, что способствует прогрессу цивилизованного состояния в данной стране, в культуре соответствующих этносов.

Гудожнику характеристикам признакам данного вида. Что касается типологии цивилизации, то вопреки имеющемуся в литературе словоупотреблению я считаю, что тип цивилизации — понятие сугубо историческое. Расцвет популярности цивилизационного подхода в России совпал с периодом доминирования неоконсервативных, националистических и неофашистских идеологий.

  • Наоборот, цивилизации интенсивно характера медленно набирают темп, накапливая рациональный опыт практического хозяйствования, обеспечивая для будущего ускорения социально-политические и Культурные условия, а затем их развитие приобретает революционный характер, что ускоряет прогрессивные изменения и повышает неравномерность уровней развития различных цивилизационных регионов мира см.
  • Наша эпоха носит переходный характер, и это определяет важнейшие черты современного человека, его взаимосвязи и отношения с окружающим миром.
  • Мне здесь надлежит отметить, что к идее гуманистического прогресса культуры как смыслу бытия цивилизации я пришел еще в х годах см.
  • Периферийный капитализм, порожденный зависимостью от Запада, обрекал эти страны на отсталость, а их население — на беспросветную нищету.

Западная антропология к тому времени от учения о цивилизациях уже отказалась и пришла к выводу об открытом и бессистемном характере культуры. Российский историк Н.

[TRANSLIT]

Крадин так пишет о кризисе теории цивилизации на Западе и её возросшей популярности на территории постсоветских стран:. Цивилизационная теория была популярна в мировой науке полвека назад, ныне она находится в кризисном состоянии.

Зарубежные ученые предпочитают обращаться к изучению локальных сообществ, проблематике исторической антропологии, истории повседневности. Теория цивилизаций наиболее активно разрабатывается в последние десятилетия как альтернатива евроцентризму в развивающихся и постсоциалистических странах. В этой связи трудно не согласиться с точкой зрения И. Историк и философ Ю. При этом они сыграли определённую положительную роль тем, что обнаружили слабые места пути развития человеческой цивилизации реферат понимания исторического процесса и позволили их скорректировать [26].

Цивилизационный подход в истории критикует д-р социол. Бобров [27]. Яковенко отмечает ряд проблем методологии теории цивилизаций: не существует единой методологии и систематики цивилизаций [28].

Розовым см. По его данным, некоторые древние культуры от состояния цивилизованности отделяют — лет. Важнейшим средством обуздания животного эгоизма были первые нормы человеческого поведения — табу.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии. У названия этой статьи существуют и другие значения, см.

Цивилизация значения. Not only the individual advances from infancy to manhood, but the species itself from rudeness to civilization. Данилевский именует культурно-историческими типами, просто культурами, самобытными цивилизациями, историческими организмами. Глава XXXI. Операционально более удобной является типология, предусматривающая выделение следующих трех групп глобальных проблем [6]: 1 проблемы отношений основных социальных общно-стей человечества общественных систем, государств, классов, наций и т.

В соответствии с данной типологией глобальные проблемы выстраиваются следующим образом:. Современная цивилизация со всей очевидностью обнаружила опасность того, что люди изменяют окружающую действительность в значительно большей мере, чем себя, свое собственное сознание. Сейчас наука дает возможность совершать действия огромного масштаба, но часто не дает возможности предвидеть не только отдаленные, но и ближайшие последствия совершаемых действий.

Становится все более ясно, что в настоящее время знание не может более следовать позади событий — оно должно опережать их, направляя и давая правильную ориентацию. Для этого нужна выработка такой глобальной системы ценности, которая будет принята подавляющим большинством населения планеты. Для решения глобальных проблем необходимы совестные усилия всех людей и всех стран. Угроза уничтожения жизни на планете приобрела столь реальный характер, что в структуре современных ценностей в качестве главнейшей выступает йама жизнь в планетарном пути развития человеческой цивилизации реферат.

Только на основе признания этого факта может быть выработана эффективная стратегия сохранения человеческой цивилизации. Проблема ядерного разоружения имеет и экономический аспект.

Создание и совершенствование ядерного оружия, утилизация ядерных материалов требует колоссальных материальных затрат и ресурсов, дорогостоящих технологий.

Парадоксально, но величайшие открытия в науке и технике, сделанные разумным человечеством, "работали" во второй половине нашего столетия прежде всего на создание ракетно-ядерного "меча" и "щита". Их создавали и обслуживали сотни тысяч квалифицированных специалистов. Самые ценные и редкие материалы, новейшие технологии были использованы в этом деле. Надо признать, что научно-техническая мысль человечества в этих вопросах оказалась "на высоте".

Например, современная баллистическая ракета с десятью разделяющимися боеголовками в ходе полета на расстоянии в километров не отклоняется в сторону свыше метров и в пути развития человеческой цивилизации реферат стереть с лица многомиллионный город. Гонка ракетно-ядерных вооружений поставила человечество на грань гибели от случайности халатность обслуживающего персонала, сбои в компьютере, террористическая акция и т.

Не следует забывать и о том, что на нашей планете имеются огромные запасы химического и бактериологического оружия, которые тоже обладают очень большим поражающим эффектом.

Эпоха петра 1 докладЭпоха петра 1 докладРефераты по истории 10 листов
Институциональная теория хозяйственного развития россии рефератТеории и факторы интеллекта рефератРусское обычное право контрольная работа
Исчезающие виды животных докладПатентная информация и документация рефератРоль транспорта в жизни человека реферат
Строение функции хромосом рефератЛюбовь и семья эссеМуниципальная и государственная служба курсовая работа

В последние годы были созданы и применены новые системы вооружений с высокой степенью эффективности — вакуумная бомба и лазерная пушка, высокоточное оружие, системы залпового огня и многое другое.

Сфера военной деятельности уже распространилась и на космическое пространство. Причем создается не только новое оружие, но и средства противодействия ему, что еще больше раскручивает спираль гонки вооружений и порождает весьма сложную для разрешения ситуацию.

Тем самым человечество все больше увязает в некоем круге неразумности, выбраться из пути развития человеческой цивилизации реферат становится все труднее и труднее.

Самоубийство — что еще может быть более печальным концом истории человеческого рода? Очевидно, реферат будущее человечества возможно лишь на путях всеобщего и полного ядерного разоружения. Эта идея все больше осознается мировым сообществом. В последние годы стали заключаться первые соглашения по ограничению цивилизации уничтожению оружия данного типа.

Мир без насилия и войн и есть та почва, без которой невозможно нормальное решение человечеством всех иных проблем, больших и малых. Суть же проблемы разоружения — это развития человеческой логики раскола и конфронтации человечества и переход к логике диалога и сотрудничества на основе согласования национальных и общечеловеческих интересов и ценностей.

Разоружение—это преодоление состояния безумия человечества, которое слепо мчится к бездне своего небытия. Безъядерный и ненасильственный мир является первейшим и необходимым условием для дальнейшего существования человеческого рода. Экологическая проблема. Стала глобальной во второй половине XX. Ее негативные последствия имеют место во всех регионах нашей планеты. Данная проблема по сути своей означает разрушение биосферы как естественной среды обитания и существования человечества.

В теме "Природные основы бытия общества" мы уже раскрыли истоки и проявления пути проблемы. Заметим лишь, что в последние годы экологический кризис все более обостряется и обретает черты необратимого процесса.

Фактически, налицо экспансия "технического" человека в среду своего обитания. Экоэкстремизм человека приведет, по оценкам ученых, к потере в предстоящие 50 лет от четверти до половины биологического потенциала нашей планеты. С г.

[TRANSLIT]

развития человеческой При существующих темпах уничтожения лесов и потребления органического топлива температура на нашей планете может подняться к г. Опасным явлением последних лет стало разрушение озонового слоя атомосферы. Загрязняется и космическое пространство, где находятся около 7 тысяч оставленных искусственных объектов спутники, станции. Проблемы цивилизации реферат обостряются жестокой экономической конкуренцией между государствами и монополиями за обладание природными ресурсами.

Этому способствует и сама сущность частной собственности, проявляющаяся в погоне за прибылью как основным мотивом в хозяйственной деятельности. Частная собственность все чаще оказывается тормозом на пути решения экологической проблемы. Вот почему в настоящее время человечество встало перед насущной необходимостью принять концепцию направляемого развития, что означало бы жесткий контроль за хозяйственной деятельностью и потреблением природных ресурсов.

Проблема сохранения природы требует соединения политики и экономики, нравственности и просто — здравого смысла. Ее острота не исчезла, а практическое решение во всемирном масштабе находится, по сути дела, лишь на самой ранней стадии.

Мы можем как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать просвещениемтогда цепь культуры и света протянется до самых краев земли. Кантнапример, противопоставлял культуру умения культуре воспитания. Двуязычные словари предлагали возможные варианты перевода слова на русский.

Пути развития человеческой цивилизации реферат данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Речь идет о сочинении академика и заслуженного профессора Императорской Санкт-петербургской медико-хирургической академии Д. Предмет Культуры составляют идеальные вещи, а предмет Натуры суть реальные понятия. Деяния в Культуре производятся с сосведением, произведения в Натуре происходят без сосведения. Посему Культура есть идеального свойства, Натура имеет реальное качество.

Вещественным предметам Натуры соответствуют идеальные понятия Культуры, которые, по содержанию их знаний, суть телесного качества и душевного свойства. Объективные понятия относятся к исследованию физических предметов, а субъективные касаются происшествий духа человеческого и эстетических его произведений. Бердяев считал, что:. Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны.

Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности.

Понятие культуры встречается в Национальной философской энциклопедии у Н. Рериха :. Культура является источником благородства духа, человеческого достоинства, взаимного доверия и сотрудничества. Человек, усвоивший культуру, освобождается от страха и предрассудков, понимает важность сотрудничества, продуктивность общего созидания. Она учит его не терять времени в праздности и становиться истинным сотрудником безграничных космических энергий, не вредить другим и знать, что человек получает в вечном даянии.

Особое место в культуре занимает искусство, объединяющее человечество, просветляющее человеческое сознание и выступающее знаменем грядущей гармонии. Главной особенностью периодизации истории культуры является выделение культуры эпохи Возрождения как самостоятельного периода развития культуры, в то время как в исторической науке данная эпоха считается поздним Средневековьем или ранним Новым временем.

Марк Порций Катон Старший ввёл понятие культуры, определяя его как возделывание, улучшение, почитание, пути развития человеческой цивилизации реферат, относя его к обработке земли. В таком понимании культура предстаёт как сотрудничество человека с природойнаправленное на взаимную пользу. При таком сотрудничестве человек принимает от природы её материальные составляющие, черпает замыслы, учится, в ответ обогащая природу творчеством своего труда, одухотворяя её.

Действия же направленные на разрушение природы не могут не навредить и человечеству в ней живущему. Такие действия не могут являться результатом высшей сознательной деятельности, проявлением которой и является культура. В основе идеологии этих мыслителей, культура представлена как разумная свободная деятельность, с помощью которой человек осваивает природу и удовлетворяет свои потребности, поэтому в процессе деятельности происходит совершенствование культуры человеческой природы [15].

Пути развития человеческой цивилизации реферат, не редко встречающееся противопоставление культуры и природы возможно при допущении мысли об отдельности человеческого существования от природы и отождествления культуры и городской жизни, цивилизации.

Нетрудно найти примеры проявлений, относящихся к городской жизни которые не могут быть отнесены к области культуры и даже стать примером упадка культуры и её отсутствия. Подобные мнения можно найти в работах И.

ГердераН. А это означало вырывание этой рабочей силы из окружающих социоров. Главным источником рабов была историческая периферия, прежде всего поздняя первобытная — предклассовая, или варварская, периферия. Таким образом, античный мир жил во многом за счет варварской периферии. Характерный для античного общества способ повышения продуктивности общественного производства может быть назван демографическим. Его возможности, также как и возможности темпорального способа, были ограниченными.

Нормальное функционирование цивилизации реферат общества предполагало непрерывную внешнюю экспансию. Но это наступление на историческую периферию рано или поздно должно было захлебнуться. Когда это произошло, наступил всеобщий упадок, деградация античного мира. Античная серварная общественно-экономи-ческая формация, как и политарная, оказалась тупиковой.

Она, как и политарная, не могла превратиться в более прогрессивную формацию. С упадком античного мира варварская периферия перешла в контрнаступление. В конце V. Античный мир рухнул под ударами варваров. Вся территория последней великой античной державы — Западной Римской империи — была завоевана германскими племенами. И это открыло возможность выхода из исторического тупика, в котором снова оказалось человечество. На территории Западной Европы бывшей Западной Римской империи произошло органическое слияние, соединение римских классовых и германских предклассовых социально-экономичес-ких структур романо-германский синтезврезультате которого возникли социально-экономические отношения качественно нового типа — феодальные.

Феодальные социоисторические организмы, вместе взятые, образовали новую историческую арену, которая стала центром всемирно-исторического развития и тем самым мировой системой. На смену античной общественно-экономической формации пришла феодальная. Смена античной формации феодальной произошла, как ранее смена политарной формации античной, в рамках не отдельных социоисторических организмов, а человеческого общества в целом, и носила характер исторической эстафеты.

Она, как и смена политарной формации античной, произошла в форме смены мировых систем социоисторических организмов разных типов и сопровождалась территориальным перемещением центра всемирно-исторического развития.

С началом становления феодальной западноевропейской мировой системы античная эпоха сменилась четвертой эрой всемирной истории — эпохой Средних веков. За пределами мировой системы продолжали существовать множество первобытных социоисторических организмов и большое число политарных исторических арен. В Северной, Центральной и Восточной Европе шел процесс трансформации предклассовых обществ в классовые общества. Но ни античных социально-экономических структур, ни их обломков там не.

Поэтому романо-варварский синтез иметь места там не мог, и соответственно там не мог возникнуть феодализм. Но эти общества находились в зоне мощного воздействия существующих классовых обществ — западноевропейского, с одной стороны, византийского — с. В результате они сделали шаг вперед и одновременно в сторону, вбок.

Там возникли классовые общества нескольких особых социально-экономических типов, отличных и от политарного, и от античного, и от феодального.

Эти пути развития человеческой цивилизации реферат социально-экономические типы можно назвать общественно-экономическими параформациями.

Так наряду с магистральной линией человеческой истории возникло несколько боковых исторических путей. От последнего в дальнейшем развитии отделился еще один новый исторический мир — российский.

Характерной особенностью позднего средневековья был теснейший симбиоз феодального и торгово-бюргерского способов производства. Именно развитие городов с их торгово-бюргерской системой хозяйства подготовило и сделало возможным, а затем и необходимым появление в XVI. Капитализм самостоятельно, спонтанно возник только в одном месте земного шара — в Западной Европе. С превращением феодально-бюргерских социоисторических организмов в капиталистические социоры на смену мировой западноевропейской феодальной системе пришла цивилизации реферат же, реферат социальное обслуживание пожилых людей уже капиталистическая система.

Она сразу же стала центром всемирно-исторического развития и тем самым мировой системой. Со сменой мировых систем произошел переход от эпохи Средних веков к пятой эре всемирной истории — эпохе Нового времени. Развитие капитализма происходило по двум направлениям: вглубь и вширь. Развитие вглубь — это формирование и созревание капитализма в странах Западной Пути развития человеческой цивилизации реферат. Там прогремели буржуазные революции, в результате которых власть перешла в руки пути капиталистов, развернулась промышленная революция — смена ручного производства машинным.

С появлением машин под капитализм была подведена адекватная техническая база, и в результате начался неуклонный прогресс производительных сил общества. Вышедший на первый план при капитализме технический способ повышения продуктивности общественного производства в отличие от темпорального и демографического способов, казалось, не имел никаких пределов.

Наряду с развитием капитализма вглубь шло его развитие и вширь. В процессе эволюции классового общества существовавшие в те или иные эпохи мировые системы всегда оказывали большое воздействие на историческую периферию.

Но это влияние в предшествующие эпохи сказывалось лишь на большей или меньшей части периферийных социоров, которые образовывали ближайшую, или внутреннюю, периферию. Эти социоисторические организмы попадали в зависимость от центра, в частности подвергались цивилизации реферат с его стороны. Внешняя же периферия продолжала вести вполне самостоятельное существование. С появлением мировой западноевропейской капиталистической системы положение изменилось. В течение нескольких столетий мировая капиталистическая система втянула в сферу своего влияния практически всю периферию.

Впервые все существовавшие на земном шаре социоисторические организмы образовали одну систему. Возникшее в результате развернувшегося процесса интернационализации всемирное историческое пространство четко разделялось на две основные части.

Первая часть — мировая капиталистическая система, которая была центром исторического развития. Она не оставалась неизменной. Если первоначально она включала лишь государства Западной Европы, то в последующем в нее вошли страны Северной Европы и социоисторические организмы, возникшие в других частях света путем отпочкования от западноевропейских обществ США, Канада, Австралия, Новая Зеландия.

Западноевропейская мировая система превратилась после этого просто в западную. Вторая часть — все прочие социоисторические организмы, продолжавшие составлять историческую периферию, которая в конце концов вся за редчайшим исключением стала, во-первых, внутренней, во-вторых, зависимой от исторического центра.

Зависимость периферии от центра означала господство центра над периферией. Эта зависимость обществ периферии от стран центра и соответственно господство последних над первыми выражалась в том, что центр в разнообразных формах эксплуатировал периферию, безвозмездно присваивал часть продукта, созданного в обществах периферии. Эта эксплуатация является не внутрисоциорной эндосоциорнойа внесоциорной экзосоциорной наблюдения животными реферат, межсоциорной интерсоциорной.

Для этого вида эксплуатации не существует термина.

Цивилизация

Я буду называть ее международной рабской зависимостью, международным рабством. Существуют две основные формы этой пути развития человеческой цивилизации реферат. Одна предполагает превращение страны в подъяремную колонию. Это колониальная эксплуатация, колониальное рабство.

Другая форма — эксплуатации подвергается страна, формально остающаяся суверенным и в этом смысле политически независимым государством. Такого рода социоисторические организмы можно назвать депендетионами от лат. Вовлечение периферийных стран в сферу зависимости от центра влекло за собой проникновение и развитие в них капиталистических отношений.

Страны периферии, в которых ранее господствовали различного рода докапиталистические социально-эконо-мические отношения, включая древнеполитарные, начали превращаться и конце концов превратились в капиталистические социо-исторические организмы. Здесь более чем наглядно проявилась одна из важных особенностей всемирно-исторического пути развития человеческой цивилизации реферат. Как видно из всего сказанного выше, всемирная история не есть процесс одновременного подъема всех социоисторических организмов с одной стадии на другую, более высокую.

Никогда не было и не могло быть социо-исторических организмов, которые прошли бы стадии исторического развития. Одна из причин — никогда не было социоистори-ческих организмов, которые просуществовали бы в течение всей истории человечества. В истории сменялись не только стадии, но и социоисторические организмы. Они возникали и затем исчезали.

На смену им приходили. Поэтому общественно-экономические формации всегда были прежде всего стадиями развития человеческого общества в целом. Пройти все без исключения формации могло лишь человеческое реферат научный стиль текста в целом, но ни в коем случае не один какой бы то ни было социоисторический организм, взятый в отдельности.

Формации могли быть стадиями развития отдельных обществ, но это было совершенно необязательно. Одни общественно-экономические формации могли воплощаться в одних социоисторических организмах, другие — в совсем иных.

Только такая интерпретация теории общественно-экономических формаций, которая получила название глобально-стадиальной, глобально-формационной, соответствует исторической реальности. Как мы уже видели, начиная с возникновения первых классовых обществ смена общественно-экономических формаций шла в форме смены мировых систем супериорных социоисторических организмов, влекущей за собой смену всемирно-исторических эпох.

Каждая такая мировая система супериорных социоисторических организмов подготовляла и делала возможной появление другой, более передовой. Смена ближневосточной политарной мировой системы средиземноморской античной мировой системой, античной — западноевропейской феодальной, а последней — западной капиталистической мировой системой — это магистраль всемирной истории.

Пути развития человеческой цивилизации реферат 3304

DEFAULT3 comments